Превенция школьного остракизма в системе психолого-педагогического сопровождения учащейся молодежи
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Для современной молодежной культуры актуальна проблема остракизма в форме харассмента, моббинга и буллинга. В условиях организации образования функцию превенции этих и других форм социальных девиаций выполняют социально-психологические службы. Современная модель системы социально-психологической службы строится на принципах межведомственного партнерства и укрепления психологического здоровья. В процессе подготовки статьи проведена большая практическая работа по созданию и адаптации в ряде столичных организаций образования служб примирения в рамках проекта «Школа примирения: равный – равному», оказывающих поддержку социальной жизни учащейся молодежи в возрасте 10–17 лет. Цель исследования – анализ распространения различных форм остракизма (харассмент, моббинг, буллинг) как девиантологических конструктов в образовательной и повседневной среде современной учащейся молодежи, роли системы психолого-педагогического сопровождения учащихся средствами практической психологии и восстановительной медиации. Методология, методы и методики. Методологической основой проведенного исследования являются современные подходы к проблеме психолого-педагогического сопровождения учащейся молодежи как важного компонента молодежной работы и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, в том числе различных форм школьной травли (остракизма). Приступая к исследованию, автор исходил из гипотезы, что специально разработанная программа «Школа примирения: равный – равному» способствует профилактике остракизма в форме харассмента, моббинга и буллинга психолого-педагогическими средствами и позволяет снизить уровень агрессии, укрепить социальные связи внутри подростковых сообществ, развивая у несовершеннолетних такие личностные качества, как эмпатия, толерантность и навыки эффективной коммуникации и мирного разрешения конфликтов. Для достижения поставленной задачи и проверки исследовательской гипотезы применялась методика на выявление «буллинг-структуры» (Норкина, 2016), позволяющая с помощью 25 вопросов выявить признаки физического и психологического насилия в классе, определить роли и позиции учащихся в среде сверстников. В исследовании приняли участие 98 учащихся трех общеобразовательных школ столицы Казахстана. Результаты научно-исследовательской работы получили отражение в авторской программе «Школа примирения: равный – равному», которая обучает подростков управлять эмоциями, корректировать агрессивное поведение, формировать позитивные межличностные отношения. Научная новизна статьи обусловлена системным и междисциплинарным анализом проблемы школьного остракизма в форме харассмента, моббинга и буллинга, имеющей общую девиантологическую основу с системой превентивной работы с несовершеннолетними. Практическая значимость. Эмпирическое исследование выявило общие и особенные характерологические признаки остракизма в форме харассмента, моббинга и буллинга в среде учащейся молодежи, а также особенности системы психолого-педагогического сопровождения школьников. Результаты исследования могут быть рекомендованы для применения в организациях образования разного типа.

Ключевые слова:
школьный остракизм, харассмент, моббинг, буллинг, кибербуллинг, психологическое насилие, социализация учащейся молодежи, поколение Z / «центениалов», социально-психологическая служба, профилактика девиантного поведения
Список литературы

1. Аллахвердова, О. В. (2006). Медиация – новая коммуникативная практика в решении конфликтов. Журнал социологии и социальной антропологии, 9 (4), 31–49. https://www.jourssa.ru/index.php/jourssa/article/view/1500

2. Бойкина, Е. Э. (2019). Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований. Психология и право, 9 (3), 127–140.

3. Бойкина, Е. Э., Чиркина, Р. В. (2020). Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования. Психология и право, 10 (1), 152–164. https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2020_n1/112946

4. Бойкина, Е. Э. (2022). Социальный остракизм как фактор антисоциального поведения несовершеннолетних [Диссертация кандидата педагогических наук, Московский государственный психолого-педагогический университет]. https://elibrary.ru/item.asp?id=54420852

5. Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. (2013). Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10 (3), 149–159.

6. Буткевич, С. А. (2024). Школьная травля: особенности генезиса, проявлений и превенции девиаций межличностных общений. Российский девиантологический журнал, 4 (4), 599–610. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2024-4-599-610

7. Клейберг, Ю. А. (2022). Основы психологии девиантного поведения (2-е изд.). ИП Петросян.

8. Клейберг, Ю. А. (2015). Психологический харассмент как фактор развития девиантного поведения. Национальная ассоциация ученых, 4 (9), 133–137.

9. Норкина, Е. Г. (2016). Методика на выявление "буллинг-структуры". Таврический научный обозреватель, 3 (8), 170–174.

10. Липай, Т. П. (2004). О проявлении стигматизации в процессе образования. Социологические исследования, (10), 140–141.

11. Локова, М. Ю., Ханова, М. Н., & Захохова, М. Р. (2021). Феномен одиночества в молодежной среде. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, (1), 8–12. https://doi.org/10.18522/2687-0770-2021-1-8-12

12. Манхейм, К. (1994). Диагноз нашего времени (С. Ромашко и др., пер.). Юрист.

13. Мартынова, И. Р. (2016). Современные зарубежные направления исследований факторов риска противоправного поведения у несовершеннолетних. Психология и право, 6 (2), 41–56. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060204

14. Реан, А. А., Коновалов, И. А. (2019). Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи. Национальный психологический журнал, 1 (1), 23–33. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0103

15. Тесленко, А. Н., Колыванова, Л. А. (2025). Система психолого-педагогического сопровождения молодежной работы и профилактики девиантного поведения студентов и школьников (опыт Казахстана). Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, 27 (3), 70–78. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2025-27-102-70-78

16. Чиркина, Р. В., Делибалт, В. В., Дозорцева, Е. Г., Дегтярев, А. В., Дебольский, М. Г., & Воронина, А. В. (2018). К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК. Психология и право, 8(1), 77–94. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080106

17. Чухланцев, Ю. С., Чиркина, Р. В., & Куприянова, Е. А. (2021). Социальный остракизм и склонность к девиантному поведению подростков. Вестник практической психологии образования, 18 (4), 22–29. https://doi.org/10.17759/bppe.2021180402

18. Baumeister, R. F., Leary, M. R. (1995). The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation. Psychological Bulletin, 117 (3), 497–529.

19. Howe, N., & Strauss, W. (2000). Millennials rising: The next great generation. Vintage Books.

20. Olweus, D. (1984). Aggressors and their victims: Bullying at school. In N. Frude & H. Gault (Eds.), Disruptive behavior in schools (pp. 57–76). Wiley.

21. Olweus, D. (1993). Bullying at school: What we know and what we can do. Blackwell Publishing.

22. Prensky, M. (2013). Digital natives, digital immigrants (Reprinted from On the Horizon, 2001, 9(5)). https://is.muni.cz/el/fss/jaro2013/ZUR589f/um/Prensky_2001_.pdf

23. Twenge, J. M., Baumeister, R. F., & Tice, D. M. (2001). If you can't join them, beat them: Effects of social exclusion on aggressive behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 81 (6), 1058–1069.

24. Williams, K. D. (2009). Ostracism: A temporal need-threat model. Advances in Experimental Social Psychology, 41, 275–314. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)00406-1

25. Williams, K. D. (2007). Ostracism. Annual Review of Psychology, 58, 425–452. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.58.110405.085641


Войти или Создать
* Забыли пароль?