Казань, Республика Татарстан, Россия
УДК 159.99 Прочие вопросы психологии
Введение. В последние десятилетия наблюдается тревожная тенденция – увеличение числа подростков, входящих в группу риска девиантного поведения. Необходимость совершенствования психолого-педагогической работы с ними возлагается на специалистов сферы образования и правоохранительные органы. Решением задачи выступает расширение научных представлений об индивидуально-психологических особенностях подростков, склонных к девиантному поведению. Цель исследования – изучение индивидуально-психологических особенностей подростков группы риска через призму соматических характеристик их психического состояния. Методы исследования: нейрофизиологические и психофизиологические исследования уровня нейромедиаторов и гормонов, а также измерение электроэнцефалографической активности мозга (ЭЭГ). Выборку исследования составили 30 подростков группы риска. Результаты. Выявлены нейро- и психофизиологические особенности, свойственные группе риска по показателям уровня гормонов-катехоламинов, уровня 17-гидроксипротогенстерона, тета-активности головного мозга (ЭЭГ), дана их психологическая интерпретация в контексте предпосылок девиантного поведения. Выводы исследования обращены к организации превентивно-профилактической работы с подростками, отнесенными к группе риска. Намечены дальнейшие направления теоретических и прикладных исследований индивидуально-психологических особенностей данной категории несовершеннолетних.
группа риска, подростковый возраст, агрессивное поведение, профилактика, тревожность
1. Аптикиева, Л. Р. (2019). Различия подростков «группы риска» и типичных подростков: психолого-педагогический аспект. Вестник Оренбургского государственного универ- ситета, 3 (221), 6–14.
2. Гилинский, Я. И. (2009). Социология девиантности (новеллы и перспективы). Социологические исследования, 8 (304), 70–73.
3. Дементьева, И. Ф. (2006). Социализация детей в семье в условиях трансформации: тенденции, факторы, детерминанты: автореф. дис. … д. социол. н. Москва.
4. Изнак, А. Ф., Изнак, Е. В., Дамянович, Е. В., Олейчик, И. В. (2023). ЭЭГ-корреляты суицидальных намерений у больных депрессией, болевших и не болевших COVID-19. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 123 (11-2), 92–95. https://doi. org/10.17116/jnevro202312311292
5. Мачинская, Р. И., Фарбер, Д. А. (2023). Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы: монография. Москва: Московский психолого-социальный университет.
6. Мачинская, Р. И., Захарова, М. Н., Ломакин, Д. И. (2020). Регуляторные системы мозга у подростков с признаками девиантного поведения. Междисциплинарный анализ. Физиология человека, 46 (3), 37–55. https://doi.org/10.31857/S0131164620030121
7. Невский, И. А. (1993). Учителю о детях с отклонениями в поведении. Москва: Издательство «Просвещение».
8. Реан, А. А. (2015). Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. Национальный психологический журнал, 4 (20), 105–110.
9. Семенов, А. В. (2016). Нейрофизиологические корреляты агрессии и агрессивности. Вестник Курганского государственного университета, 2 (41), 14–18.
10. Смелзер, Н. (1994). Социология (пер. с англ.). Москва: Издательство «Феникс».
11. Суслонов, П. Е. (2014). Теоретико-методологические аспекты изучения социальной психологии политического экстремизма и терроризма. Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки, 8, 215–218.
12. Фельдштейн, Д. И. (2008). Трудный подросток. Москва: Издательство Московского психолого-социального института.
13. Хусаинова, С. В. (2021). Агрессивность обучающихся как фактор социальной устойчивости. В Р. Х. Гильмеева, Л. А. Шибанкова (ред.), Гуманитарный вектор образования в эпоху цифровизации: материалы международной научно-практической конференции (г. Казань, 22 сентября 2021 года, стр. 310–314). Казань: Институт педагогики, психо- логии и социальных проблем.
14. Хусаинова, С. В., Чернова, Е. О. (2023). Проблемы организации методической и профилактической работы с несовершеннолетними. Казанский педагогический журнал, 3 (158), 213–218.
15. Чипан, А. А. (2023). Основные подходы к рассмотрению научного понятия «подростки группы риска». Мир науки, культуры, образования, 4 (101), 197–202.
16. Andrew, J. M. (1981). Reading and Cerebral Dysfunction Among Juvenile Delinquents. Criminal Justice and Behavior, 8 (2), 131–144. https://doi.org/10.1177/009385488100800201 (Original work published 1981).
17. Baek, H., Posadas, C. E., & Kwak, D. H. (2022). Parental Management on Juvenile Delinquency through Low Self-control And Misperception. Deviant Behavior, 44 (4), 510–527. https://doi. org/10.1080/01639625.2022.2061390
18. Hayes, H. D. (1997). Using integrated theory to explain the movement into juvenile delinquency. Deviant Behavior, 18 (2), 161–184. https://doi.org/10.1080/01639625.1997.9968051
19. Jacobsen, S. K., & Zaatut, A. (2020). Quantity or Quality?: Assessing the Role of Household Struc¬ture and Parent-Child Relationship in Juvenile Delinquency. Deviant Behavior, 43 (1), 30–43. https://doi.org/10.1080/01639625.2020.1774241
20. Kroese, J., Bernasco, W., Liefbroer, A. C., & Rouwendal, J. (2020). Growing up in single-parent fami-lies and the criminal involvement of adolescents: a systematic review. Psychology, Crime & Law, 27 (1), 61–75. https://doi.org/10.1080/1068316X.2020.1774589
21. Lee, W., Moon, J., & Garcia, V. (2019). The Pathways to Desistance: A Longitudinal Study of Juve-nile Delinquency. Deviant Behavior, 41 (1), 87–102. https://doi.org/10.1080/01639625. 2018.1519138
22. Sun, W., Wang, M., Zheng, F., & Wang, Y. (2024). From Nurture to Deviance: A Study on Parenting Style and Juvenile Delinquency. Deviant Behavior, 46 (5), 639–655. https://doi.org/10.1080/01 639625.2024.2361051
23. Yoshii, N., Ishiwara, T., & Tani, K. (1964). Juvenile delinquents and their abnormal eeg’s (2) con¬tinuous theta waves. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 18 (2), 161–167. https://doi. org/10.1111/j.1440-1819.1964.tb00021.x




