Уголовно-правовой механизм защиты животных в Российской Федерации и перспективы его развития
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Несмотря на проводившуюся в 2019-2025 годах модернизацию законодательства в сфере защиты животных, она не привела к полной ликвидации системных дефектов правового регулирования в названной сфере. Введенная в 2023 году административная ответственность за нарушения нормативов содержания и использования животных не была подкреплена соответствующими изменениями в уголовном законе. Сложившаяся правовая неопределенность игнорирует превентивный потенциал института административной преюдиции, что существенно ограничивает эффективность правового механизма защиты животных.Методы. В ходе исследования, основные результаты которого излагаются внастоящей статье, использовались общенаучные методы, статистический метод, методы описания, абстрагирования и обобщения.Результаты. В рамках исследования были рассмотреныразличные научные подходы к совершенствованию мер защиты животных. Отмечено, что за последние шесть лет наибольшая криминальная активность в изучаемой сфере приходилась на лиц двух возрастных категорий:30-49 лет, 50 лет и старше (61,17% от общего числа осуждённых по ст. 245 УК РФ; 58,02% от общего числа осуждённых по ст. 258.1 УК РФ). При этом доля несовершеннолетних осуждённых минимальна (ст. 245 УК РФ – 0,1%; ст. 258.1 УК РФ – 0%). Поэтому научные дискуссии о снижении возраста уголовной ответственности за жестокость в отношении животныхдо 14 лет не имеют достаточных оснований. Исследование выявило низкую эффективность правоприменительной практики в рассматриваемой сфере: доля осуждённых составляет только 30% от числа зарегистрированных лиц, совершивших преступления данной категории.Совершенствование правового регулирования охраны диких животных необходимо не только из соображений гуманности, но и для обеспечения общественной безопасности, защиты жизни и здоровья человека. Автор предлагает ввести административную ответственность за незаконные приобретение, содержание и сбыт диких животных, а также уголовную ответственность для лиц, повторно совершающих эти деяния после административного наказания. По итогам исследования обоснована целесообразность включения в уголовное законодательство норм, устанавливающих ответственность за повторное совершение деяний, предусмотренных ст.ст. 8.52, 8.53 и 8.54 КоАП РФ. Это позволит приблизиться к формированию в рассматриваемой сфере согласованного механизма правового регулирования

Ключевые слова:
Животное, жестокое обращение с животным, уголовная ответственность, административная преюдиция, правовое регулирование
Войти или Создать
* Забыли пароль?