Irkutsk, Irkutsk region, Russian Federation
Saint-Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
GRNTI 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
The article substantiates the importance of training law enforcement officials in profiling technologies through the prism of their professional activities. It is important for a law enforcement official to manage psychological tools allowing him to find solutions in conflict interactions with citizens or uncertain situations of crime investigation in order to fulfill the assigned professional tasks. Training in profiling technologies could significantly increase the level of their professional skills. In this regard, the goal is to develop the program of the course of study «Profiling, methods of identifying persons harboring criminal intentions» for various categories of students in educational institutions of MIA of Russia. Based on the proposed goal the following tasks were identified: 1. To prepare the methodological basis of the course. 2. To present the content and methods of training. 3. To determine the scope of the course and the types of academic work. As a result, the authors have developed and tested the course «Profiling, methods of identifying persons harboring criminal intentions» that can be used in the process of professional training at the educational institutions of MIA of Russia, as well as for training officers of Personnel Department as part of moral and psychological training in the territorial bodies of MIA of Russia.
profiling, law enforcement official, technologies, methods, communication, observation, conversation
Актуальность обучения сотрудников орга-
нов внутренних дел (далее – ОВД) профайлингу
обусловлена требованиями, которые предъявляет
современное общество, ожидая от правоохраните-
ля квалифицированной помощи, высокого уровня
защиты граждан от преступного посягательства.
Эффективность противодействия преступно-
сти во многом зависит от активного внедрения
в профессиональную служебную деятельность
сотрудников ОВД психолого-педагогических на-
учных разработок. Успешность выполняемых со-
трудниками ОВД оперативно-служебных задач
напрямую связана с уровнем их знаний, умений и
навыков по оценке и прогнозированию поведения
человека, в том числе по выявлению потенциаль-
но опасных лиц с применением методов и техно-
логий прикладной психологии [2; 4; 6]. Личный
опыт работы в правоохранительных органах, а
также обсуждение с сотрудниками ОВД необхо-
димых психолого-педагогических знаний для эф-
фективного выполнения оперативно-служебных
задач отражает потребность в профессионально-
ориентированных научно-практических методах,
обобщающих разные области знаний о человеке.
Одним из эффективных научно-практических на-
правлений является профайлинг.
В научной и специальной литературе нет
единой формулировки, раскрывающей понятие
«профайлинг». Л. М. Исаева, под профайлингом
понимает «совокупность психологических мето-дов и методик оценки и прогнозирования пове-
дения человека на основе анализа невербального
и вербального поведения» [3]. Применительно к
правоохранительной деятельности В. А. Кудин,
В. М. Статный определяют «профайлинг (от англ.
«profile» – профиль) как систему предотвращения
противоправных действий путём профилирова-
ния, т. е. выявления потенциально опасных лиц
на основе невербальной и оперативной диагно-
стики»1. В настоящее время понятие профайлинга
также включает в себя ряд прикладных социаль-
но-психологических методик, целью которых яв-
ляется оценка достоверности сообщаемой инфор-
мации по невербальному поведению человека, так
называемая неинструментальная детекция лжи2.
Идея профайлинга заключается в умении
специалиста (профайлера) установить психо-
логический контакт, вести с человеком беседу,
в процессе которой наблюдать за его внешними
проявлениями мимики, жестов, манере общать-
ся и поведением в целом с целью конструирова-
ния личностного профиля [7; 10]. Такой профиль
необходимо рассматривать в рамках психоло-
гических характеристик человека, а именно его
акцентуаций характера (психотипа), убеждений,
мотивации, ценностных ориентаций, стиля об-
щения [8]. Изучение внешних признаков чело-
века во время беседы, их анализ и построение
профиля позволяют сотруднику ОВД, например,
определить его причастность или непричаст-
ность к нарушению закона, классифицировать
его действия как безопасные или прогнозиро-
вать опасность.
Технологии профайлинга были разработаны
в конце 1970 г. в Израиле и нашли применение в
авиационной службе гражданских перевозок. Ис-
пользовать технологии профайлинга при рассле-
довании преступлений начали с 1985 года. В ФБР
(Федеральное бюро расследований) был применён
метод наблюдения за невербальными признаками
задержанных опасных преступников [9; 11].
Методологическую базу профайлинга со-
ставляют североамериканская и западно-евро-
пейские школы (К. Изард, М. Карлинс. П. Экман,
О. Фрай, Д. Моррис, Р. Плутчик, Л. Лаундес,
Д. Холл, Р. Хейзелвуд, Р. Ресслер, Д. Наварро,
К. Шерер, В. Штерн и др.). В научных трудах от-
ечественных ученых А. А. Бодалева, А. П. Еги-
деса, Е. П. Ильина, А. Р. Лурии, В. М. Теплова,
В. А. Лабунской, В. Д. Небылицина, В. С. Мерли-
на, В. М. Русалова, П. В. Симонова и других были
описаны такие аспекты профайлинга, как психо-логия индивидуальных различий, практическая
характерология, оценка эмоциональных состоя-
ний человека.
В настоящее время профайлинг применяется
для решения проблем оценки достоверности инфор-
мации при кадровых проверках, служебных расследо-
ваниях и в рамках уголовного судопроизводства [12].
Для осуществления технологий профайлин-
га сотруднику ОВД необходимо владеть прежде
всего коммуникативными навыками, которые
представляют собой совокупность таких знаний и
умений как установление психологического кон-
такта; ведение доверительной, опросной и диагно-
стической экспресс-беседы, в процессе которой
он должен умело применять метод наблюдения и
визуальной психодиагностики [1].
Кроме того, профайлинг как технология в
области правоохранительной деятельности пред-
полагает внутреннюю потребность сотрудника
ОВД в расширении спектра своих знаний в психо-
логии, психофизиологии, педагогике, социологии,
поскольку ему важно понять человека здесь и сей-
час, что называется, «прочитать» его в процессе
общения и определить его намерения, при этом не
теряя критического восприятия как самого чело-
века, так и ситуации в целом, и т. д. А это значит,
что необходимо систематически работать над со-
бой, развивать свою наблюдательность и память,
повышать мыслительные возможности, расши-
рять картину общего восприятия мира, рефлекси-
ровать и многое другое.
В связи с этим предлагаем программу об-
учения сотрудников органов внутренних дел
профайлингу, которая выстроена с учётом фор-
мируемых компетенций в процессе подготовки
сотрудников в образовательных организациях
МВД России (Санкт-Петербургском университе-
те МВД России и Восточно-Сибирском институте
МВД России). Например, в соответствии с «Ква-
лификационными требованиями к специальной
профессиональной подготовке выпускников фе-
деральных государственных образовательных ор-
ганизаций, находящихся в ведении МВД России,
прошедших обучение по специальности 40.05.02
Правоохранительная деятельность (специализа-
ция – Оперативно-розыскная деятельность, про-
филь образовательной программы – Деятельность
оперуполномоченного уголовного розыска» (ут-
верждённой Министром внутренних дел Россий-
скй Федерации 20 февраля 2021 года) у них предпо-
лагается формирование такой профессиональной
компетенции, как способность применять приёмы
диагностики личности по внешним признакам,
характерологическим и поведенческим особен-
ностям, в том числе выявлять по внешним при-
знакам лиц, вынашивающих преступные замыс-
лы, планирующих совершение террористических
актов и экстремистских действий (ПК-29).
Курс обучения включает проведение лекций,
семинаров, практических занятий; выполнение самостоятельной работы, контрольных заданий,
практикума и итоговый зачёт [5].
Методологической основой курса являются
основные положения личностно-деятельност-
ного подхода, предложенные А. Н. Леонтьевым,
И. А. Зимней, В. В. Сериковым, И. С. Якимской,
рассматривающие создание условий для разви-
тия профессионально компетентной, нравствен-
но совершенной, саморазвивающейся личности;
теории дополнительного профессионального об-
разования, представленные в трудах В. И. Загвя-
зинского, М. В. Кларина, А. М. Новикова; теории и
технологии образования взрослых, рассматривае-
мые в научных трудах А. В. Даринского, С. И. Зме-
ева, В. В. Горшковой.
Целью дисциплины «Профайлинг, мето-
ды выявления лиц, вынашивающих преступ-
ные замыслы» является обучение сотрудников
ОВД технологиям оперативного распознавания
отличительных особенностей (признаков) про-
тивоправного намерения (поведения) человека
и владение специальными коммуникативными
технологиями с целью повышения качества своих
профессиональных обязанностей и как средство
безопасности.
Достижение цели реализуется следующими
задачами:
1) ознакомление с теорией и практикой про-
файлинга в России и за рубежом;
2) получение знания о личности и умение со-
ставлять психологический портрет;
3) освоение метода наблюдения, экспресс-
диагностики личности, НЛП (нейролингвистиче-
ское программирование);
4) повышение навыков общения и умений
противодействовать агрессивно настроенным
гражданам, манипуляторам;
5) обучение методам управления негативны-
ми эмоциональными состояниями.
Для успешного решения поставленных задач
необходимо учитывать следующие педагогиче-
ские принципы;
– принцип активности как один из базовых
принципов, обеспечивающих процесс получения
и освоения знаний, целенаправленное взаимодей-
ствие обучающегося с преподавателем в образова-
тельном процессе;
– принцип профессиональной целесообраз-
ности обеспечивает необходимый отбор методов
и средств подготовки специалистов, с целью фор-
мирования профессионально значимых качеств,
знаний и умений;
– принцип обратной связи (рефлексии игро-
вых технологий) предполагает прохождение, ана-
лиз и отображение информации о протекании
игровых технологий. Человек в игровой ситуации
соотносит свои действия с оптимально приемле-
мыми, вносит необходимые коррективы. Данный
принцип позволяет каждому участнику игрового
действия осознавать происходящее событие, свою
роль и значимость, свои мысли, чувства и поведе-
ние, корректировать свою позицию относительно
игропроцесса и развивающейся ситуации;
– принцип новизны обеспечивает развитие
познавательной активности и интереса у обучаю-
щихся к получению новых знаний, умений и на-
выков.
Результатом изучения дисциплины являются:
1) знания теоретических основ изучения лич-
ности, психологических особенностей её развития
и формирования, типологии личности; психофи-
зиологии эмоций и состояний; психологии обще-
ния, лжи, манипуляций;
2) умения использовать знания психологии
личности, эмоциональной сферы, общения в том
числе пользоваться методами наблюдения, НЛП в
профессиональной деятельности;
3) владение навыками составления психо-
логического портрета личности; установления
психологического контакта; ведения беседы; ви-
зуальной психодиагностики и психологического
воздействия и противодействия.
Объём дисциплины составляет 72 часа, из
них на контактную работу отводится 52 часа, на
самостоятельную работу 20 часов. Дисциплина
«Профайлинг, методы выявления лиц, вынашива-
ющих преступные замыслы» включает такие виды
учебной работы, как лекции, семинары, практи-
ческие занятия, контрольную работу, практикум,
промежуточную аттестацию в виде зачёта.
На лекциях сотрудники ОВД знакомятся с
понятием и историей профайлинга, его содер-
жанием и сущностью, рассматривают вопросы:
о методах профайлинга и их применении в опе-
ративно-служебной деятельности; получают ин-
формацию о личности и индивидуальных осо-
бенностях человека; общении и его содержании
и средствах; психологии лжи и обмана, признаках
противоправных намерений.
Теоретические познания закрепляются на
семинарах и практических занятиях. К практи-
ческим занятиям относятся активные и инте-
рактивные формы, анализ конкретных ситуаций
(кейсов), приближённых к условиям реальной
профессиональной служебной деятельности.
Одним из компонентов программы является
формирование навыков общения сотрудников с
гражданами, наблюдение в условиях службы.
Наблюдение помогает безынструментально
исследовать вербальные и невербальные сигналы
поведения человека, позволяет определять сте-
пень откровенности, честности, открытости наме-
рений и прогнозировать противоправное, агрес-
сивное поведение человека.
Особенностью данного метода является
возможность получения необходимой информа-
ции о ситуации, окружающей обстановке, чело-
веке, в том числе в группе, без вмешательства в
естественную среду (ход событий, особенности
взаимоотношений и т. п.). Метод наблюдения предполагает сбор первичной социально-психо-
логической информации о человеке или группе
людей путём непосредственного восприятия и
прямой регистрации фактов, значимых для дея-
тельности в данный момент.
Одним из сложных методов в профайлинге
является любого вида беседа, поскольку данный
процесс предполагает специальную подготовку,
которая представляет собой совокупность знаний
психологии личности, общения, навыков психоло-
гического консультирования и психотехнологий,
например, нейролингвистического программиро-
вания. Прежде чем провести беседу, сотруднику
необходимо чётко понимать её цель, сформулиро-
вать конкретные задачи и представить прогнози-
руемый результат. Далее подготовить план беседы
и предполагаемые вопросы, в устной форме и в
виде анкеты. В зависимости от цели беседы опре-
деляются её этапы и методы, например, психоди-
агностические и (или) психотерапевтические, а
также материалы-стимулы, необходимые для ак-
тивизации процессов памяти, эмоционального,
речевого и поведенческого реагирования собесед-
ника (опрашиваемого).
Беседа, как правило, состоит из трёх эта-
пов. На первом этапе устанавливается психо-
логический контакт, и основной задачей со-
трудника является формирование доверия со
стороны собеседника, поэтому беседа выстраива-
ется в несколько неформальной плоскости и ори-
ентируется на личность человека, его интересы
и т. д. Второй этап беседы может быть направлен
на определение причастности собеседника к кри-
минальной ситуации и в связи с этим носить бо-
лее формальный характер, однако в целом должен
сохранять доброжелательный акцент. Третий этап
беседы является завершающим. На данном этапе
сотруднику важно сохранить благоприятную ат-
мосферу общения.
В связи с этим на занятиях в процессе обу-
чения профайлингу необходимо формировать на-
выки проведения разного вида бесед посредством
ролевых игр.
Одним из значимых направлений в процессе
обучения сотрудников представляется их самооб-
разование, которое включает изучение специаль-
ной литературы, выполнение практикумов.
В процессе изучения дисциплины сотрудни-
кам предлагается значительный арсенал образо-
вательных технологий. Образовательные техно-
логии представляют собой методы, применяемые
педагогическим работником в процессе обучения.
В данном случае предлагаются подходы личност-
но-деятельностного, проблемного, контекстного и
игрового обучения.
Личностно-деятельностный подход
предполагает вовлечение сотрудников в про-
цессе освоения курса в различные виды де-
ятельности с учётом их способностей и осо-
бенностей личности.
Проблемный подход в обучении сотрудни-
ков способствует развитию их познавательной
активности и творческой самостоятельности по-
средством решения сложных ситуаций, различ-
ных профессиональных задач.
Контекстное обучение направлено на фор-
мирование у сотрудников сосредоточенности и
наблюдательности, поскольку активизирует их
внимание на воссоздании контекста профессио-
нальной деятельности.
Игровое обучение способствует расширению
поведенческих и коммуникативных навыков со-
трудников.
Также в процессе обучения могут использо-
ваться следующие образовательные технологии:
– стратегические технологии, предлагаемые
для применения в процессе обучения сотрудников,
представляют собой лекционные, дискуссионные,
исследовательские и тренинговые процедуры;
сюда также относятся активизация творческой де-
ятельности, самообучение и практика;
– тактические технологии в процессе об-
учения сотрудников преподаватель определяет
в зависимости от темы конкретного занятия и
его целей, например, это может быть игровое
проектирование профессиональной задачи
или анализ конкретной ситуации, индивиду-
альная или групповая работа, тренинги разно-
го типа и т.д.
Содержание и технологии дисциплины «Про-
файлинг, методы выявления лиц, вынашивающих
преступные замыслы» представлены в таблице.
Таким образом, курс обучения сотрудников
ОВД профайлингу направлен на получение пси-
холого-педагогических знаний, которые позволят
эффективнее взаимодействовать с гражданами,
правильно вести беседу и наблюдение при рассле-
довании преступлений, понимать поведенческие
реакции, преступные замыслы и т. д. Кроме того,
обучение профайлингу способствует повышению
у сотрудников их профессиональной культуры,
компетентности; развитию профессиональной
мобильности, внутренней дисциплинированно-
сти, ответственности.
1. Vetrova T. V., Statnyy V. M. Mesto profaylinga v sisteme nauk o cheloveke. Vidy i otrasli profaylinga // International journal of professional science. - 2019. - № 12. - S.13-21.
2. Guseva N. V. Issledovanie urovnya kompetentnosti sotrudnikov organov vnutrennih del po primeneniyu tehnologiy profaylinga // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 3. - S. 318-320.
3. Isaeva L. M., Vilkov V. G. Psihologo-kriminalisticheskoe portretirovanie : monografiya. - Moskva: VNII MVD Rossii, 2015. - 148 s.
4. Merzlikin I. N. Znachenie profaylinga v sovremennom mire. Tehnologiya vyyavleniya nekongruentnosti // Nauchnyy vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta grazhdanskoy aviacii. - 2015. - № 218 (8). - S. 114-116.
5. Nezhkina L. Yu., Vasil'ev M. A. Obuchenie kursu «profayling» sotrudnikov organov vnutrennih del // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2018. - № 7. - S. 115-225.
6. Pirogova L. K. Aktual'nost' obucheniya sotrudnikov OVD tehnologii profaylinga kak preventivnoy mery obespecheniya bezopasnosti grazhdan, ob'ektov i territoriy // Transportnoe pravo. - 2013. - № 2. - S. 20-22.
7. Profayling i mediaciya: sfery, cennosti, tehnologii, obuchenie : kollektivnaya monografiya / otvet. red. M. R. Arpent'eva / Seriya «Aktual'nye problemy prakticheskoy psihologii: krizis, razvitie, podderzhka». - Vyp. 2. - Kaluga: Kaluzhskiy gosudarstvennyy universitet im. K.E. Ciolkovskogo, Eydos, 2016. - 290 s.
8. Starodynova S. M., Taradaychik E. A. Profayling i tehnologii verifikacii kak metody ponimaniya cheloveka chelovekom // Na puti k grazhdanskomu obschestvu. - 2019. - № 4 (36). - S. 72-75.
9. Statnyy V. M. Osnovy profaylinga v obespechenii bezopasnosti na transporte: tehnologiya i uchebnaya disciplina // Psihologiya i pravo. - 2013. - № 2. - S. 77-87.
10. Stolyarenko A. M., Eriashvili N. D. Psihologicheskie osobennosti vyyavleniya potencial'no opasnyh lic s pomosch'yu nablyudeniya za vneshnimi priznakami // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2014. - № 11. - S. 255-258.
11. Taganova A. A., Burcev A. O. Sovremennye metody vyyavleniya lic, vynashivayuschih prestupnye zamysly // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. - 2018. - № 2 (43). - S. 34-38.
12. Foygel' E. I., Kozuleva A. A. Ispol'zovanie metoda profaylinga v operativnoy, sledstvennoy i ekspertnoy deyatel'nosti // Sibirskie ugolovno-processual'nye i kriminalisticheskie chteniya. - 2015. - № 2 (8). - S. 223-233.