СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ХХ ВЕКА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Развитие моделей оценивания, начиная с ХХ века, показало перспективное направление в отслеживании достижений обучающихся и получении результатов их дальнейшего профессионального роста. С развитием потребностей общества увеличивается и потребность в обучении и формировании необходимых знаний, умений и навыков в определенной области деятельности (образовательной, научно-исследовательской). Получить данные о достижениях в современных условиях можно с помощью методов оценивания, которые чаще всего используются комбинированно. Исследование посвящено анализу характеристик моделей и методов оценивания образовательных и научных достижений в условиях трансформации педагогических подходов. Актуальность обусловлена необходимостью адаптации оценивания к требованиям информационного общества и компетентностного подхода, что способствует развитию критического мышления, мотивации и компетенций обучающихся. Методы. Использованы аналитический и сравнительный методы, систематизация и классификация данных, а также теоретический анализ. Изучены фундаментальные модели (Б. Блум, Е. Г. Губа, Д. Киркпатрик, М. Скривен, Д. Л. Стафлебим, Р. Тайлер, Дж. Филипс) и методы оценивания (диагностическое, формирующее, самооценивание, взаимооценивание, критериальное, итоговое). Результаты. Установлено, что каждая модель и метод имеют специфические сильные и слабые стороны. Комбинированное применение методов, таких как диагностическое и формирующее для поддержки обучения, самооценивание и взаимооценивание для развития рефлексии, а также критериальное и итоговое для обеспечения объективности, создает эффективные гибридные системы оценивания. Заключение. Результаты подчеркивают значимость комплексного подхода к оцениванию для достижения образовательных целей. Перспективы исследований связаны с интеграцией цифровых технологий и искусственного интеллекта для персонализации процессов оценивания.

Ключевые слова:
оценивание, модели оценивания, методы оценивания, образовательные достижения, компетентностный подход, мотивация, диагностическое оценивание, формирующее оценивание, самооценивание
Список литературы

1. Моргачева Н. В., Щербатых С. В., Сотникова Е. Б. Оценка и анализ уровня естественно-научной грамотности студентов // Перспективы науки и образования : электронный журнал. 2023. № 2 (62). С. 66–84. https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.4

2. Воронина М. Ф., Карпова Е. А. Модели оценки эффективности обучения в контексте компетентностного подхода // Социология и право. 2016. № 1 (31). С. 27–37.

3. Бакурова Е. Н., Паршуткина Т.А., Кудрявцева О. М., Черновол М. П. Профессионально-ориентированный дистанционный курс на иностранном языке как основа формирования научно-исследовательских умений студентов вуза // Перспективы науки и образования : электронный журнал. 2023. № 2 (62). С. 262-279. https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.15

4. Лобейко Ю. А. Информатизация образовательной системы: психолого-педагогические аспекты // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 20. С. 43–48.

5. Воробьев Н. Е., Низовая Т. Н. Гуманистические идеи К. Роджерса в современной теории и практике обучения и воспитания // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. №1. C. 71–76.

6. Гиниятуллина А. А., Каримова С. А. Применение модели Джека Филипса для оценки эффективности инвестиций в обучение персонала предприятия (на примере компании «УК „Татбурнефтьˮ») // Булатовские чтения. 2017. Т. 5. С. 161–164.

7. Султанова Г. С. Таксономия Блума как инструмент интеллектуально развивающего обучения студентов // Высшее образование сегодня. 2019. № 1. С. 14–19. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.01.P.14

8. Хмельницкая Н. И. Таксономия Блума как основа оценивания результатов обучения студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2008. № 2. С. 77–81.

9. Чуруксаева И. В., Кукушкин С. Г. Модели оценки эффективности обучения персонала // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. № 6. С. 276–277.

10. Сенге П. М. Пятая дисциплина : Искусство и практика обучающейся организации / под ред. Ю. Потемкиной ; перевод. Ю. Константиновой. Москва : МИФ, 2018. 496 с.

11. Казакова М. И., Селиванова Т. В. Оценка эффективности обучения персонала в условиях цифровизации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7, № 4 (26). С. 435– 443. https: //doi.org/10.21603/2500-3372-2022-7-4-435-443

12. Пеша А. В., Коропец О. А. Анализ релевантности существующих моделей оценки эффективности корпоративного обучения и развития персонала // Современное образование. 2017. № 3. С. 83–95. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2017.3.24000

13. Добров Р. Г. Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучающих мероприятий в системе внутрикорпоративного обучения // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. № 5 (108). С. 65–69.

14. Долженко Р. А., Илюшников К. К. Оценка эффективности корпоративного обучения: эволюция подходов и перспективы // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 26–43.

15. Гусева Н. В. Балльно-рейтинговая система как эффективное средство педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов военных вузов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 151–153.

16. Томина Е. Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 360-366.

17. Борисенко Н. А. «Барометр влияния», или Какие факторы оказывают наибольшее воздействие на обучение. Рецензия на книгу: Джон Хэтти «Видимое обучение» // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 257–265. https://doi.org/0.17323/1814-9545-2018-1-257-265

18. Smith K. A. Cooperative learning: Making “group workˮ // New Directions for Teaching and Learning. 1996. № 67. Р. 71–82. https: //doi.org/10.1002/tl.37219966709

19. Гаврилова Т. В. Виды совместного обучения за рубежом и в России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 42–45.

20. Суин Л., Ковалева А. Г. Применение модели understanding by design («обратного проектирования учебного процесса») для обучения чтению и письму на китайском языке // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 92–107. https://doi. org/0.24412/2224–0772–2024–97–92–107

21. Scriven M. The Methodology of Evaluation // Tyler R., Gagné R., Scriven M. (eds.) Perspectives of Curriculum Evaluation (AERA Monograph Series on Curriculum Evaluation, № 1). Chicago : Rand McNally, 1967. P. 39–83.

22. Ерофеева М. А., Кузнецов М. Ю., Кодиров Б. Р. К вопросу об использовании искусственного интеллекта в научно-исследовательской деятельности обучающихся (адъюнктов / аспирантов, студентов) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2024. № 3. С. 19–22.

Войти или Создать
* Забыли пароль?