Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
Введение. В статье изложены актуальные вопросы организации политико-воспитательной в ОВД в современных геополитических, экономических и социокультурных условиях в эпоху глобальных перемен. Методы. Автором применялись анкетирование, исторический метод, метод формальной логики, анализ нормативных правовых актов. Результаты. Автором проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих политико-воспитательную работу в ОВД, выделены личные и профессионально значимые качества сотрудников, на развитие которых должен быть направлен воспитательный процесс. В статье содержится краткая историческая справка о появлении новой для современных условий деятельности МВД России терминологии «политико-воспитательная работа» и описаны отдельные элементы данной работы. Автор подробно изложил формы и методы политико-воспитательной работы, закрепленные в приказе МВД России от 27 августа 2024 г. № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», и представил их научную классификацию. Практическая значимость статьи состоит в описании автором противоречий в организации политико-воспитательной работы, которые им выявлены в результате проведенного эмпирического исследования. Данные противоречия, по мнению автора, негативно влияют на результативность политико-воспитательной работы. Они должны быть осмыслены субъектами воспитательного процесса и научным сообществом, на основе научных и методических исследований получить практическое разрешение.
политико-воспитательная работа, личностные и профессионально значимые качества сотрудников органов внутренних дел, содержание, формы и методы политико-воспитательной работы
1. Воспитание и социализация в социально-культурном измерении : монография / Абашина А. Д., Антонов Н. В., Балакирева Э. В. [и др.]. Санкт-Петербург : Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2023. 430 с.
2. Белозерцев Е. П. К вопросу о воспитании в контексте отечественного образования // Региональное образование: современные тенденции. 2020. № 1 (40). С. 35–43.
3. Бережнова Л. Н., Смирнов Р. В. Раскрытие потенциала применения средового подхода в профессиональном воспитании военнослужащих // Научное мнение. 2018. № 5. С. 22–26.
4. Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная монография / отв. ред. М.А. Галагузова, В.М. Полонский. Екатеринбург : [б. и.], 2019. Вып. 11. 388 с.
5. Стратегии воспитания в современном университете : монография / Александров Е. П., Бондаревская А. И., Бондаревская Е. В. [и др.]. Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2007. 347 с.
6. Илакавичус М. Р., Бородавко Л. Т. Гуманитарно-антропологические основы профессионального воспитания новых поколений в образовательных организациях МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 1 (99). С. 176–182.
7. Борытко Н. М. Пространство воспитания : образ бытия : монография. Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2000. 225 с.
8. Подготовка студентов и педагогов к инновационному проектированию культурно-воспитательной среды в школе и вузе : педагогические исследования : монография / Васильева З. И., Казакова Е. И., Колесникова И. А. [и др.]. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2010. 294 с.
9. Ценностные основы развития российского образования: теория и практика : 80-летию Российской академии образования посвящается : монография / Васильева О. Ю., Борисенков В. П., Сергеев Н. К. [и др.]. Москва : ООО «МАКС Пресс», 2023. – 542 с.
10. Вилкова А. В., Казберов П. Н. Система воспитательной работы с сотрудниками и курсантами уголовно-исполнительной системы // Образование и право. 2024. № 5. С. 517–521; https://doi.org/1.24412/2076-1503-2024-5-517-521.
11. Вульфов Б. З. О науке и практике воспитания: содержание и организация : сборник избранных трудов : [в 2 ч.]. Москва : Издательство Института социальной педагогики РАО, 2010. 21 с.
12. Гейжан Н. Ф. Социокультурное развитие обучающихся в образовательных организациях МВД России : монография. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2014. 72 с.
13. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмального сдвига: методологический аспект // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 137–151.
14. Воспитание личности в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки студентов : коллективная монография / под ред. М. П. Гурьяновой. Москва : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2019. 232 с.
15. Зыбин С. Ф. Избранные труды. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2012. Т. 1. 472 с.
16. Илакавичус М. Р. Гуманитарно-антропологический подход в современных исследованиях профессионального образования // Образование и право. 2023. № 2. С. 291–295; https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-2-291-295.
17. Исаев И. Ф., Исаева Н. И., Маматова С. И. Проектирование региональной стратегии развития образования: социально-педагогический опыт // Педагогическое образование и наука. 2020. № 6. С. 23–27.
18. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем : монография. Изд. 2-е. доп. и перераб.. Москва : Новая школа, 2000. 252 с.
19. Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. Совершенствование подготовки сотрудников для подразделений воспитательной работы с осужденными в образовательных организациях ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. № 4. С. 33–36; https://doi.org/10.18572/2072-4438-2023-4-33-36.
20. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография. Оренбург : Южный Урал, 1996. 188 с.
21. Краевский В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 77–82.
22. Лузина Л. М. Педагогическая антропология как общий подход к построению и реализации процесса воспитания // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2011. № 3 (116). С. 56–59.
23. Марченко Г. В. Воспитание патриотизма и гражданственности курсантов и слушателей вузов МВД России в процессе образовательной деятельности // Профессиональное образование и наука. 2018. № 3 (4). С. 43–45.
24. Идейный концепт патриотизма в воспитательной работе с сотрудниками органов внутренних дел: современные подходы и технологии : монография / Марченко Г. В., Смородина В. А., Чимаров С. Ю., Косолапов А. Д. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2024. 176 с.
25. Агапова Г. В., Мещерякова Е. И., Филоненко Л. В. Контекстный подход в воспитании и социализации молодого поколения // Инновационный вектор развития профессионального образования : коллективная монография / редкол.: Э. П. Комарова [и др.]. Воронеж : Научная книга, 2024. С. 8–33.
26. Психолого-педагогические проблемы современного социума : монография / Абульханова К. А., Баскакова Я. А., Болотова Н. П. [и др.] ; под ред. Е. А. Левановой, А. В. Мудрика. Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018. 298 с.
27. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. Москва : ПЕР СЭ, 2010. 335 с.
28. Разумный В. А. Эстетическое воспитание : Сущность. Формы. Методы. Москва : Мысль, 1969. 188 с.
29. Реан А. А., Ставцев А. А., Кузьмин Р. Г. Позитивная психология и педагогика : монография. Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. 411 с.
30. Разработка и реализация практик воспитательной деятельности в вузах : монография / Савченков А. В., Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Орешкина А. К. Москва : Первое экономическое издательство, 2022. 122 с.
31. Савченков А. В., Уварина Н. В. Система подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности // Известия Российской академии образования. 2023. № 1 (61). С. 99–113; https://doi.org/10.51944/20738498_2023_1_99
32. Селиванова Н. Л., Шакурова М. В. Современные ориентиры концептуализации воспитания в высшей школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, № 2 (50). С. 169–177; https://doi.org/10.18500/2304-9790-2024-13-2-169-177.
33. Сериков В. В., Фетисов А. С., Комарова Э. П., Гайдар К. М. Трансформация профессионального образования в контексте вызовов XXI века : коллективная монография. Воронеж : Научная книга, 2023. 212 с.
34. Антропологический подход в развитии воспитания и социализации детей и молодежи : монография / Зверев С. М., Леонтович А. В., Слободчиков В. И. [и др.]. Москва : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2019. 487 с.
35. Титова Е. В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3, № 3. С. 203–213.
36. Личностно-развивающая среда непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел : монография / Павличенко Н. В., Ходякова Н. В., Столяренко А. М. [и др.]. Волгоград : Бланк, 2018. 216 с.