Республика Татарстан, Россия
Республика Татарстан, Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. В современных реалиях проблема буллинга занимает важное место в системе образования, требуя незамедлительного решения со стороны субъектов, непосредственно связанных с образовательным процессом, психолого-педагогическим сопровождением, профилактикой (предупреждением) преступных деяний. В данной работе исследуются программы профилактики буллинга (кибербуллинга), скулшутинга на примере трудов отечественных и зарубежных ученых. Значительную часть работы занимает анализ программ профилактики буллинга (кибербуллинга), скулшутинга среди обучающихся среднего общего образования, на основе которых выделяются различные подходы к решению проблемы. По результатам проведенного исследования были обобщены наиболее эффективные реализуемые практики. В современной России вопрос формирования атмосферы неприятия в отношении буллинга является одной из ключевых задач государства. Так, система недопущения проявления идей экстремизма и терроризма на уровне образовательных организаций требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности деятельности таких профилактических мер. Методы. Исследование базируется на изучении трудов отечественных и зарубежных ученых, научных публикаций, посвященных буллингу в системе образования. Результаты исследования. Выявлено, что в образовательных организациях необходим комплексный подход, основанный на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Обоснована необходимость создания безопасной образовательной среды.
буллинг, кибербуллинг, скулшутинг, среднее общее образование, образовательная организация, обучающиеся, профилактика, рабочая программа
1. Баталов, Д. Р. (2024). Воспитательная среда общеобразовательной организации как средство профилактики буллинга среди младших школьников: дис. … канд. пед. наук. Москва.
2. Башмакова, Е. А., Дегтярев, Е. А. (2021). Факторы и социальные причины буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте. Проблемы современного педагогического образования, 71-1, 36–38.
3. Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. (2014). Кибербулинг: травля в пространстве современных технологий. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11 (3), 177–191.
4. Даниелян, З. В. (2021). Информационная культура учителя как фактор профилактики подросткового кибербуллинга. Казанский педагогический журнал, 1 (144), 64–70.
5. Ерина, И. А., Бузни, В. А., Корж, А. А. (2021). Буллинг и пути его профилактики в образовательной практике. Мир науки, культуры, образования, 1 (86), 81–83.
6. Испулова, С. Н. и др. (2023). Социально-педагогическая профилактика кибербуллинга в подростковой среде. Современное педагогическое образование, 7, 65–69.
7. Семенова, Н. Б. (2023). Буллинг и кибербуллинг в подростковой среде: распространенность, методы запугивания, ролевое поведение участников. Здравоохранение Российской Федерации, 67 (4), 313–319.
8. Сластихина, О. А., Желонкина, Ю. Н., Южакова, И. О. (2019). Буллинг в школьной среде и его профилактика. Проблемы современного педагогического образования, 64-1, 358–362.
9. Шабанова, Т. Л. и др. (2019). Психологическое насилие во взаимоотношениях подростков в школе: формы проявления и способы защиты. Нижегородский психологический альманах, 1 (2), 167–177.
10. Espelage, D. L., & Swearer, S. M. (2010). Bullying in North American Schools, 2nd Ed. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203842898
11. Olweus, D. (1993). Bullying at School: What We Know and What We Can Do. Oxford: Blackwell Publishing.
12. Rigby, K. (2007). Bullying in Schools: And What to Do About It. London: Jessica Kingsley Publishers.
13. Salmivalli, C., Lagerspetz, K., Björkqvist, K., Österman, K., & Kaukiainen, A. (1996). Bullying as a Group Process: Participant Roles and Their Relations to Social Status Within the Group. Aggressive Behavior, 22 (1), 1–15. https://doi.org/10.1002/(SICI)1098-2337(1996)22:1<1::AID-AB1>3.0.CO;2-T
14. Smith, P. K. (2014). Understanding School Bullying: Its Nature and Prevention Strategies. London: SAGE Publications.