О состоянии программ профилактики буллинга (кибербуллинга) среди детей подросткового возраста
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В современных реалиях проблема буллинга занимает важное место в системе образования, требуя незамедлительного решения со стороны субъектов, непосредственно связанных с образовательным процессом, психолого-педагогическим сопровождением, профилактикой (предупреждением) преступных деяний. В данной работе исследуются программы профилактики буллинга (кибербуллинга), скулшутинга на примере трудов отечественных и зарубежных ученых. Значительную часть работы занимает анализ программ профилактики буллинга (кибербуллинга), скулшутинга среди обучающихся среднего общего образования, на основе которых выделяются различные подходы к решению проблемы. По результатам проведенного исследования были обобщены наиболее эффективные реализуемые практики. В современной России вопрос формирования атмосферы неприятия в отношении буллинга является одной из ключевых задач государства. Так, система недопущения проявления идей экстремизма и терроризма на уровне образовательных организаций требует дальнейшего совершенствования в целях повышения эффективности деятельности таких профилактических мер. Методы. Исследование базируется на изучении трудов отечественных и зарубежных ученых, научных публикаций, посвященных буллингу в системе образования. Результаты исследования. Выявлено, что в образовательных организациях необходим комплексный подход, основанный на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Обоснована необходимость создания безопасной образовательной среды.

Ключевые слова:
буллинг, кибербуллинг, скулшутинг, среднее общее образование, образовательная организация, обучающиеся, профилактика, рабочая программа
Список литературы

1. Баталов, Д. Р. (2024). Воспитательная среда общеобразовательной организации как средство профилактики буллинга среди младших школьников: дис. … канд. пед. наук. Москва.

2. Башмакова, Е. А., Дегтярев, Е. А. (2021). Факторы и социальные причины буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте. Проблемы современного педагогического образования, 71-1, 36–38.

3. Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. (2014). Кибербулинг: травля в пространстве современных технологий. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11 (3), 177–191.

4. Даниелян, З. В. (2021). Информационная культура учителя как фактор профилактики подросткового кибербуллинга. Казанский педагогический журнал, 1 (144), 64–70.

5. Ерина, И. А., Бузни, В. А., Корж, А. А. (2021). Буллинг и пути его профилактики в образовательной практике. Мир науки, культуры, образования, 1 (86), 81–83.

6. Испулова, С. Н. и др. (2023). Социально-педагогическая профилактика кибербуллинга в подростковой среде. Современное педагогическое образование, 7, 65–69.

7. Семенова, Н. Б. (2023). Буллинг и кибербуллинг в подростковой среде: распространенность, методы запугивания, ролевое поведение участников. Здравоохранение Российской Федерации, 67 (4), 313–319.

8. Сластихина, О. А., Желонкина, Ю. Н., Южакова, И. О. (2019). Буллинг в школьной среде и его профилактика. Проблемы современного педагогического образования, 64-1, 358–362.

9. Шабанова, Т. Л. и др. (2019). Психологическое насилие во взаимоотношениях подростков в школе: формы проявления и способы защиты. Нижегородский психологический альманах, 1 (2), 167–177.

10. Espelage, D. L., & Swearer, S. M. (2010). Bullying in North American Schools, 2nd Ed. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203842898

11. Olweus, D. (1993). Bullying at School: What We Know and What We Can Do. Oxford: Blackwell Publishing.

12. Rigby, K. (2007). Bullying in Schools: And What to Do About It. London: Jessica Kingsley Publishers.

13. Salmivalli, C., Lagerspetz, K., Björkqvist, K., Österman, K., & Kaukiainen, A. (1996). Bullying as a Group Process: Participant Roles and Their Relations to Social Status Within the Group. Aggressive Behavior, 22 (1), 1–15. https://doi.org/10.1002/(SICI)1098-2337(1996)22:1<1::AID-AB1>3.0.CO;2-T

14. Smith, P. K. (2014). Understanding School Bullying: Its Nature and Prevention Strategies. London: SAGE Publications.


Войти или Создать
* Забыли пароль?