Разработка и валидизация исследовательской методики «Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье изложено описание процесса разработки и результаты валидизации исследовательской методики «Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы». Теоретический конструкт методики разработан теоретико-эмпирическим путем с учетом принципов интегративного и компетентностно-деятельностного подходов, понимания системы профессиональных компетенций. В качестве основных компонентов предложенной системы ведущих профессиональных компетенций преподавателя высшей школы обоснованы самоорганизационная, информационная, интерактивная и поликультурная компетенции, а также готовность к профессиональной педагогической деятельности. Методы. Описана операционализация методики с 2022 по 2025 гг. В статье представлены результаты валидизации итогового варианта методики на расширенной выборке в количестве 366 преподавателей образовательных организаций МВД России из различных федеральных округов в возрасте от 25 до 55 лет с педагогическим стажем от 1 до 25 лет, среди которых 42,1 % мужчин и 57,9 % женщин. Надежность методики проверялась при помощи коэффициента альфа Кронбаха. Методика проверялась на содержательную, конкурентную, конструктную и прогностическую валидности при помощи корреляционного анализа, конфирматорного факторного анализа, линейного регрессионного анализа с вычислением регрессионных уравнений. Обработка эмпирических данных осуществлялась с использованием пакета программ SPSS 26.0, IBM SPSS AMOS 26 Graphics и Excel. Результаты. О валидности и внутренней согласованности методики свидетельствуют данные, полученные в результате применения коэффициента альфа Кронбаха, метода экспертных оценок, корреляционного анализа, конфирматорного факторного анализа, линейного регрессионного анализа.

Ключевые слова:
профессиональные компетенции, самоорганизационная, информационная, интерактивная, поликультурная компетенции, готовность к педагогической деятельности
Список литературы

1. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72–77.

2. Толочек В. А., Машкова А. С. Компетенции: методы исследования, результаты, сущностные свойства психологических объектов: взаимосвязи и взаимоограничения // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 4. С. 252–270.

3. Исакова Н. В., Павлова Н. В., Филиппченкова С. И. Формирование и развитие педагогической компетентности преподавателя высшей медицинской школы: сборник трудов конференции / Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Чебоксары, 12 марта 2024 г. Чебоксары : Среда, 2024. С. 285–288.

4. Резник С. Д., Вдовина О. А. Профессиональные компетенции преподавателя современного университета: механизмы управления формированием и развитием // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2017. № 1. С. 67–83.

5. Арендачук И. В. Профессиональные компетенции в структуре профессионализма преподавателей высшей школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2009. Т. 9, № 4. С. 63–68.

6. Овчинников А. В. О классификации компетенций // Организационная психология. 2014. Т. 4, № 4. С. 143–154.

7. Шингаев С. М., Худяков А. И., Пашкин С. Б. Hard-skills и soft-skills в структуре профессионально важных качеств представителей социономических профессий // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 4. С. 501–508. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-4-501-508.

8. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалистов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 6. С. 103–107.

9. Природова О. Ф., Данилова А. В., Моргун А. Н. Оценка компетенций краткосрочного и долгосрочного планирования в структуре деятельности преподавателя высшей школы // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 94–108. https://www.doi.org/10.31862/2500-297X-2019-3-94-108.

10. Разработка и адаптация методики «Интегративный опросник межкультурной компетентности» / Хухлаев О. Е., Гриценко В. В., Макарчук А. В., Павлова О. С. [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 1. С. 71–91. https://www.doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-71-91.

11. Хлоповских Ю. Г., Веденеева Г. И., Сашенков С. А., Орлова Г. В. Потребностно-мотивационная сфера субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 347–360. https://www.doi.org/10.32744/pse.2022.2.21.

12. Павлова С. А., Семенова Н. А., Хромых А. А. Структура готовности к педагогической деятельности начинающих преподавателей образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 237–243. https://www.doi.org/10.24412/2414-3995-2024-1-237-243.

13. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16–31.

14. Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Аркаева М. Ю. Реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования // Концепт : электронный журнал. 2015. Т. 31. С. 6–10.

15. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138–143.

16. Спивак В. А. Самоменеджмент как вид менеджмента — области исследования // Лидерство и менеджмент. 2017. Т. 4, № 4. С. 153–167. https://www.doi.org/10.18334/lim.4.4.38351.

17. Астахова Л. В. Понятие информационной компетенции специалиста: когнитивный подход // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. № 4. С. 10–16.

18. Вайндорф-Сысоева М. Е., Панькина Е. В. Специфика учебно-педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 92–100.

19. Павлова С. А., Деева Н. А. Ведущие профессиональные компетенции преподавателя высшей школы и их ключевые индикаторы // Гуманизация образования. 2022. № 1. С. 58–70. https://www.doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10216.

20. Marsh H., Hocevar D. Application of confirmatory factor analysis to the study of self-concept: First and higher-order factor models and their invariance across groups // Psychological Bulletin. 1985. Vol. 97. № 3. P. 562–582. https://www.doi.org/10.1037/0033-2909.97.3.562.

21. Browne M. W., Cudeck R. Alternative Ways of Assessing Model Fit // Sociological Methods & Research. Vol. 21. № 2. P. 230–258. https://www.doi.org/10.1177/0049124192021002005.

Войти или Создать
* Забыли пароль?