Решение задач по логике в вузе МВД России: поэтапное формирование умственных действий
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье особенности методики обучения решению логических задач в вузе МВД России рассматриваются с позиций технологии поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Актуальность проведенного автором исследования определяется значением логического мышления для общей культуры и профессиональных навыков сотрудника органов внутренних дел. Методы. Методологическую основу исследования составили: определения понятий и педагогически значимые положения общепсихологической концепции П.Я. Гальперина; структурно-функциональный анализ; общелогические методы исследования. Результаты. Статья структурно состоит из трех содержательных частей. В первой автор представляет адаптацию концептуальных положений технологии поэтапного формирования умственных действий к проблеме методики обучения решению логических задач. На основе триады «структура – динамика – результат» предложены тезисы, раскрывающие основное содержание концепции П.Я. Гальперина. Во второй часть статьи описывается типовой вариант применения технологии поэтапного формирования умственных действий при решении логических задач, определены особенности реализации каждого этапа. В третьей части раскрывается специфика реализации технологии поэтапного формирования умственных действий при решении логических задач на построение и проверку правильности простого категорического силлогизма. Описаны авторские методические приемы, рекомендуемые для решения задач данного типа: «ТРИС-анализ» посылок, прием «решение в три строчки». На основании результатов исследования делается вывод о недооценке образовательного потенциала технологии поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина при преподавании дисциплины «Логика» в вузе МВД России.

Ключевые слова:
Методика преподавания, П.Я. Гальперин, умственные действия, формирование умственных действий, простой категорический силлогизм, образовательная технология.
Список литературы

1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / под ред. А.И. Подольского. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 480 с.

2. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 111-114.

3. Турчин А.С., Цуканов И.А. Возможности использования теории поэтапного формирования умственных действий в обучении курсантов вуза войск национальной гвардии // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3. № 4. С. 365-371.

4. Пронина А.Н., Будякова Т.П. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий в формате дистанционной лекции // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20. № 1. С. 149-161.

5. Крутова И.А., Кириллова Т.В., Стефанова Г.П., Прояненкова Л.А. Концепция П.Я. Гальперина в эпоху цифровой трансформации образования // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32191.

6. Симонов А.В., Лебедев В.В. Особенности применения педагогической технологии поэтапного формирования умственных действий в военном авиационном вузе // Нижегородское образование. 2022. № 2. С. 83-90.

7. Черепанов А.С., Мирзоев С.И. Применение методики поэтапного планомерного формирования умственных действий в подготовке военных специалистов // Актуальные проблемы психологии воинской деятельности: материалы XIV итоговой Международной военно-научной конференции. М.: Спутник+, 2024. С. 48-51.

8. Ждан А.Н. П.Я. Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал. 2012. № 2 (8). С. 14-18.

9. Степанова М.А. Психолог, медик, философ: вехи научной биографии П.Я. Гальперина // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 21-32.

10. Кошпаева Т.А. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий в профессиональном обучении // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 (103); URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90780.

11. Сиднева А.Н. Основные направления критики теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 14. № 3. С. 22-31.

12. Олешкевич В.И. Психология П.Я. Гальперина и ее культурно-исторический анализ. М.: Неолит, 2023. 376 с.

13. Engeness I., Lund A. Reprint of: Learning for the Future: Insights Arising from the Contributions of Piotr Galperin to the Cultural-Historical Theory // Learning, Culture and Social Interaction. 2020. Vol. 27. P. 100257.

14. Valdez L., Cortes V., Flores M. A Proposal for Monitoring the Process of Internalization Following Galperin's Conception // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. P. 1152541.

15. Гнездилов Г.В. Теоретико-методические аспекты использования концепции поэтапного формирования умственных действий в условиях образовательного процесса // Инновации в образовании. 2001. № 4. С. 93-107.

16. Подольский А.И. Научное наследие П.Я. Гальперина и вызовы XXI века // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 9-20.

17. Soloviova Yu., Quintanar L. Revision of Conception of Gradual Formation of Actions for Education and Psychological Development // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 1887.

Войти или Создать
* Забыли пароль?