сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. Актуальность исследования обусловлена наличием в студенческой образовательной среде насмешек, которые могут являться психотравмирующим фактором, приводить к снижению внутренних ресурсов и чувства безопасности, способствовать возникновению тревожных состояний и беспокойства в отношении оценки другими людьми. Страх насмешек приводит к коммуникативным трудностям, социальной отчужденности, изоляции и дисгармоничности личности. Методы исследования. В целях установления связи между данной фобией и жизнестойкостью студентов были использованы методы диагностики уровня гелотофобии, оценки способности различать ситуации дружелюбного подшучивания и агрессивного высмеивания, исследования стрессовых признаков и стратегий совладающего поведения. Исследовательскую выборку составили студенты вузов (N=202) в возрасте 18–26 лет. Результаты исследования свидетельствуют, что студенты демонстрируют умеренную настороженность и тревожность в ситуациях, связанных с юмором и смехом, возможность оценки со стороны окружающих, а также адекватное различение ситуаций подшучивания и высмеивания. Установлено, что юноши чаще получают удовольствие от ситуаций высмеивания и удивляются им, тогда как девушки в большей степени реагируют на насмешки грустью и стыдом. По шкалам жизнестойкости преобладают средние показатели, что говорит об умеренно выраженной способности справляться с трудностями и стрессом. Полученные данные подтверждают, что гелотофобия и жизнестойкость являются противоположными характеристиками: чем сильнее проявляется страх стать объектом насмешек, тем ниже жизнестойкость человека и сильнее выраженность стрессовой симптоматики.
гелотофобия, дружелюбное подшучивание, агрессивное высмеивание, жизнестойкость, способы совладения
1. Айзенк, Г. (2014). Личностный опросник Айзенка (EPI). PSYCHOJOURNAL.RU: Психологический журнал. URL: https://psychojournal.ru/tests/118-lichnostnyy-oprosnik-ayzenka-epi. html (дата обращения: 18.09.2023).
2. Александрова, Л. А. (2004). К концепции жизнестойкости в психологии. В Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов (вып. 2, стр. 82–90). Кемерово: Изд-во ООО «Авторское издательство Кузбассвузиздат».
3. Боязитова, И. В., Эркенова, М. М. (2018). Личностные ресурсы как основа жизнестойкости в студенческом возрасте. Велес, 12-1 (66), 77–84. EDN: https://elibrary.ru/YTHLWP
4. Гаранина, М. М. (2023). Феномен жизнестойкости: подходы к рассмотрению, перспективы изучения. Международный научно-исследовательский журнал, 12 (138). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.138.184. EDN: https://elibrary.ru/DXHPCK
5. Дроздова, Н. В., Асманкина, Е. Е. (2023). Особенности жизнестойкости в юношеском возрасте. Проблемы современного педагогического образования, 78-1, 312–316. EDN: https://elibrary.ru/RRBBJL
6. Евтушенко, Е. А. (2016). Жизнестойкость личности как психологический феномен. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 60, 72–78. EDN: https://elibrary.ru/VHNRJR
7. Зятькова, Е. О., Стоянова, И. Я., Языков, К. Г. (2021). Стрессоустойчивость и жизнестойкость как психологический ресурс при гелотофобии в контексте психологического здоровья студентов. Сибирский психологический журнал, 80, 146–164. https://doi.org/10.17223/17267080/80/8. EDN: https://elibrary.ru/LARLUD
8. Иванова, Е. М., Ениколопов, С. Н., Стефаненко, Е. А. (2016). Особенности отношения к юмору и смеху в России. Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2 (83), 167– 181. EDN: https://elibrary.ru/WDHHLT
9. Иванова, Е. М., Макогон, И. К., Стефаненко, Е. А. и др. (2016). Русскоязычная адаптация опросника гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма PhoPhiKat. Вопросы психологии, 2, 162–171. EDN: https://elibrary.ru/WIALIZ
10. Иванова, П. О., Иванова, Е. М. (2019). Апробация русскоязычной версии Опросника сценариев дружелюбного подшучивания и агрессивного высмеивания (ОСПВ) Т. Платт. Клиническая и специальная психология, 8 (2), 140–158. https://doi.org/10.17759/cpse.2019080208. EDN: https://elibrary.ru/RCCPMZ
11. Иванченко, Т. А. (2009). Методика инвентаризация симптомов стресса. PSYTESTS.ORG: психологические тесты онлайн. URL: https://psytests.org/stress/isyns.html
12. Кучерявенко, И. А., Гринева, О. И., Еголаева, Е. С. (2023). Феномен жизнестойкости в психологической науке. Проблемы современного педагогического образования, 79-2, 429–432. EDN: https://elibrary.ru/ALFAMX
13. Лазарус, Р., Фолкман, С. (2009). Способы совладающего поведения, WСQ. PSYTESTS.ORG: психологические тесты онлайн. Адаптация: НИПНИ. URL: https://psytests.org/coping/wcq-run.html
14. Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н. (2007). Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, 1 (10), 121–130.
15. Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. (2006). Тест жизнестойкости. Москва: Издательство Смысл.
16. Наливайко, Т. В., Шакурова, З. А. (2010). Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 27 (203), 44–49. EDN: https://elibrary.ru/MWJYFR
17. Самохвалова, А. Г. (2016). Гелотофобия как фактор возникновения коммуникативных трудностей подростков. В В. С. Белгородский, О. В. Кащеев, В. В. Зотов, И. В. Антоненко (ред.), Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции (Москва, 25–27 апреля 2016 года, стр. 132–138). Москва: Московский государственный университет дизайна и технологии. EDN: https://elibrary.ru/WKZHCD
18. Стефаненко, Е. А., Иванова, Е. М., Ениколопов, С. М. и др. (2011). Диагностика страха выглядеть смешным: русскоязычная адаптация опросника гелотофобии. Психологический журнал, 32 (2), 94–108. EDN: https://elibrary.ru/NTJYQN
19. Ярощук, И. В. (2020). Психология жизнестойкости: обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики. Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 33 (1), 50–60. EDN: https://elibrary.ru/KSCJEN
20. Bledsoe, T. S., & Baskin, J. J. (2014). Recognizing Student Fear: The Elephant in the Classroom. College Teaching, 62 (1), 32–41. https://doi.org/10.1080/87567555.2013.831022
21. Ruch, W., Beermann, U., & Proyer, R. T. (2009). Investigating the humor of gelotophobes: Does feeling ridiculous equal being humorless? Humor: International Journal of Humor Research, 22 (1-2), 111–144. https://doi.org/10.1515/HUMR.2009.006
22. Ruch, W., Hofmann, J., & Platt, T. (2015). Individual differences in gelotophobia and responses to laughter-eliciting emotions. Personality and Individual Differences, 72, 117–121. https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.08.034
23. Ruch, W., & Proyer, R. T. (2008). The fear of being laughed at: Individual and group differences in Gelotophobia. Humor: International Journal of Humor Research, 21 (1), 47–67. https://doi.org/10.1515/HUMOR.2008.002
24. Titze, M. (2009). Gelotophobia: The fear of being laughed at. Humor: International Journal of Humor Research, 22 (2), 27–48. https://doi.org/10.1515/HUMR.2009.002