Участие обучающихся во внеаудиторной деятельности как педагогическое условие формирования профессионального общения
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Современное развитие личности будущего полицейского невозможно без понимания сущности профессионального общения. В статье рассматривается организация образовательной среды путем включения обучающихся во внеаудиторную деятельность, которая выступает педагогическим условием в качестве организованного комплекса мероприятий, решающих специальную задачу по формированию профессионального общения будущего полицейского. Автором указаны основные направления внеаудиторной деятельности с учетом специфики образовательной среды образовательной организации МВД России (различные виды практик, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, работа лекторских групп). Методы исследования: анализ научно-методической литературы и документальных источников, опрос (на основе опросника межличностных отношений А. А. Рукавишникова (ОМО), тестирование обучающихся по методике «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус), анкетирование. Результаты исследования: по итогам включения обучающихся во внеаудиторную деятельность как педагогического условия формирования профессионального общения были получены данные, указавшие на фактор «направленность на себя», который показал тенденцию к снижению данного показателя с 58,18 % до 37,18 % (p = 0,01), изменение к «направленности на взаимодействие» с 17,44 % до 29,79 % (p = 0,01) и «направленность на задачу» с 24,54 % до 32,78 % (p = 0,05). Положительный результат в формировании профессионального общения выразился в специально организованных направлениях, формах и методах работы внеаудиторной деятельности, где обучающимся необходимо было понять сущность качественного решения задач на взаимодействие и сотрудничество, а основой выступили интеллектуальное творчество, идеи и знания теоретических основ процесса коммуникации, командная работа с учетом индивидуальных предпочтений. Обучающиеся, принимавшие участие во внеаудиторной деятельности, чаще проявляли инициативу в процессе коммуникации, брали ответственность на себя («проактивный тип»), а также контролировали эмоциональные и поведенческие проявления с 40,22 % до 64,89 % (p ≥ 0,01) в общении с различными категориями субъектов. Таким образом среди обучающихся, включенных в различные направления внеаудиторной деятельности, отмечена эффективность в формировании профессионального общения, инициатива, умение адекватнее реагировать на изменения коммуникативной ситуации с различными категориями граждан, предупреждать конфликтные реакции.

Ключевые слова:
внеаудиторная деятельность, направления внеаудиторной деятельности, формы и методы групповой и индивидуальной работы, педагогическое условие, обучающиеся, профессиональное общение
Список литературы

1. Родин В. Ф., Балашова В. А. Общение в деятельности сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 8. – С. 302–306.

2. Коблов Ф. Ч., Хадиков Р. Ш. К вопросу о роли коммуникативных качеств при установлении взаимодействия сотрудников полиции с гражданами // Концепт. – 2016. – Т. 47. – С. 25–29.

3. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. – Москва: Университет Российской академии образования, 2002. – 155 с.

4. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Смысл, 2001. – 366 с.

5. Козырев В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог. наука, технология, практика. – 1999. – № 7. – С. 26–32.

6. Новикова Л. И. Школа и среда. – Москва: Знание, 1985. – 79 с.

7. Гущина Г. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2011. – № 4 (21). – С. 187–190.

8. Беликова Л. Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе // Социологические исследования. – 2000. – № 5. – С. 51–58.

9. Казьмерчук А. В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 9. – С. 54–60.

10. Столяренко А. М., Сердюк Н. В., Филимонов О. В. Социально-психологические факторы педагогики партнерства общества и полиции // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 4. – C. 93–100; https://doi.org/10 17759/pse 2017220413.

11. Пунтус С. А. Практическая подготовка в вузах МВД России как условие реализации конституционного права на образование // Современная наука. – 2021. – № 4. – С. 52–56; https://doi.org/10.53039/2079-4401.2021.6.4.010.

12. Сердюк Н. В., Власов Б. Е. Культура речи сотрудников органов внутренних дел в контексте коммуникативной культуры полицейского сообщества // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2018. – № 10 (803). – С. 261–274.

13. Микерин А. А. Развитие политико-культурной идентичности как направление государственной политики в сфере образования // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2023. – № 3 (53). – С. 51-57; https://doi.org/10.37973/KUI.2023.58.39.006.

14. Долин В. А. Воспитательная работа в вузе МВД России в современной геополитической ситуации: традиции и новации // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2022. – № 4. – С. 38–42.

15. Русакова Н. Г., Шухарева А. В. Правовые и нравственные основы института кураторства в образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2019. –№ 3 (47). – С. 188–190; https://doi.org/10.36511/2078-5356-2019-3-188-190.

16. Ульянова И. В., Курбатова Е. В. Этапы подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к просветительской деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 8. – С. 202–206.

Войти или Создать
* Забыли пароль?