Калининград, Россия
Введение. В статьи обоснована важность проведения комплексных тактических учений в рамках подготовки сотрудников полиции к действиям в особых условиях. Подчеркнуто, что в настоящее время в связи с появлением более изощренных способов совершения преступлений, а также проведением специальной военной операции на территории Украины, образовательная программа образовательных организаций МВД России нацелена на повышение качества профессиональной подготовки кадрового состава. Методы. В ходе проведения исследования, результаты которого представлены в статье, были востребованы методы междисциплинарного анализа, педагогического наблюдения, анализа и синтеза эмпирических данных, описания. Осуществлен анализ научно-методической литературы и рабочих программ, используемых в образовательном процессе; изучены материалы учений, организованных в 12 образовательных организациях МВД России; осмыслен личный опыт работы автора на кафедре тактико-специальной, огневой и физической подготовки. Результаты. Установлено, что комплексные тактико-специальные учения проводятся по единому замыслу, после необходимой подготовки, поэтапно, с соблюдением общих требований, предъявляемых к занятиям данного вида. В качестве недостатка их проведения отмечен универсальный характер сценариев, которые не учитывают особенности регионов, экономические, географические иные факторы, влияющие на характер преступной деятельности. Сделан вывод о том, что в процессе тактико-специальной подготовки сотрудников полиции, а также при их обучении по другим специальным дисциплинам в вузе МВД России должны учитываться самые современные мировые тенденции организации ведения боя, осваиваться новые тактические элементы, отрабатываться особенности их применения в ситуациях, приближенных к реальным условиям несения службы, изучаться основы взаимодействия подразделений полиции с другими органами и силовыми структурами.
Методика обучения, комплексные тактические учения, образовательная организация, МВД России, действия в особых условиях, сотрудник полиции.
1. Ерофеев А.В., Кацик В.О., Покидов А.В. Методические и организационные аспекты использования информационных технологий при проведении тактико-специального учения с курсантами // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2020. № 673. С. 255-262.
2. Батхаев В.В., Кушнаренко И.А. Междисциплинарный характер тактико-специальной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. № 1. С. 32-38.
3. Науменко С.В., Марченко Е.М. Роль комплексного тактико-специального учения в процессе формирования профессиональных компетенций сотрудников ОВД // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции. СПб: СПбУ МВД России, 2023. С. 203-206.
4. Ковалев С.М. Особенности формирования профессиональных навыков сотрудников полиции // E-Scio. 2023. № 6 (81). С. 263-268.
5. Куценко М.В., Чернов С.А., Косарев А.С., Лебедев П.Н., Пчеляков С.Ф. Вопросы совершенствования тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (на примере создания на базе Нижегородской академии МВД России многофункционального полигонного комплекса «Контрольно-пропускной пункт») // Глобальный научный потенциал. 2020. № 12 (117). С. 157-162.
6. Киселев А.М. Специальная тактика как основа тактико-специальной подготовки персонала полиции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 6-1. С. 97-99.
7. Гаврилов Д.А., Вишнякова Г.В. Проблемы тактической подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях силовых ведомств России // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2020. С. 55-60.
8. Шамаев А.М. Комплексные тактические учения как вид учебного занятия в системе высшего и профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 277-280.
9. Шобонов С.А., Шишкина Е.В. Анализ понятия специальная операция, проводимая войсками национальной гвардии при выполнении возложенных на них задач // Практика служебно-боевого применения войск при проведении специальных операций и мероприятий. Сборник научных статей по материалам межвузовской конференции. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2021. С. 373-378.
10. Суровенко Н.С., Коченогов О.А. Организация и проведение специальной операции в ночное время // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции. СПб: СПбУ МВД России, 2020. С. 362-365.
11. Петров К.Н. Проблемы совершенствования тактико-специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Московский педагогический журнал. 2022. № 3. С. 143-151.
12. Сысоев А.А., Каримов А.А. Особенности тактической подготовки сотрудников ОВД // Полицейская деятельность. 2020. № 1. С. 36-44.
13. Матюха С.В. Искусственный интеллект в беспилотных летательных авиационных системах // Транспортное дело России. 2022. № 1. С. 8-11.
14. Троценко К.А. Боевые действия в Сирии – развитие способов ведения общевойскового боя и операции или частный случай? // Военная мысль. 2020. № 12. С. 31-48.
15. Михайлюк В.А., Мирзаян Э.А. К вопросу о практической подготовке сотрудников органов внутренних дел в системе комплексных тактико-специальных учений // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: КрУ МВД России, 2020. С. 99-103.