Белгород, Белгородская область, Россия
УДК 342.5 Государственная власть. Государственные органы
УДК 37.013 Общая теория воспитания и обучения. Отдельные направления педагогики
Введение. Актуальность темы вызвана важностью проблемы государственно-правового регулирования процесса воспитания граждан Российской Федерации на основе единых требований, принципов, традиций в силу сложившейся потребности общества в формировании «национального воспитательного идеала» человека и гражданина. Однако при реализации государственной политики воспитания возникают трудности, противоречия и коллизии, связанные с разработкой конкретных документов в сфере образования, а также особенностями ведомственных вузов, в частности, образовательных организаций системы МВД России. Методы. В работе использованы формально-догматический метод, метод сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, междисциплинарной корреляции, сравнительно-правовой метод, метод толкования права, социологический методы. Результаты. В результате проведенного исследования выявлены следующие особенности реализации государственной политики в сфере воспитания в образовательных организациях системы МВД России: во-первых, правовой основой воспитательной работы являются наряду с общероссийским законодательством об образовании ведомственные приказы МВД России и локальные акты организаций; во-вторых, воспитательная работа является частью морально-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел; в-третьих, особенностями содержания рабочей программы воспитания можно назвать выделение правового воспитания в качестве отдельного направления воспитательной работы; в-четвертых, наиболее распространена такая форма воспитания, как мероприятие; в-пятых, наличие четкой иерархической структуры органов и должностных лиц, ответственных за воспитание сотрудников органов внутренних дел; в-шестых, особенности субъект-субъектного взаимодействия с курсантами в воспитательно-образовательном процессе заключаются в личностно-ориентированном подходе, который проявляется в индивидуальной воспитательной работе, и другие. В заключении автор предлагает пути совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России путем внедрения интерактивных форм и методов воспитательной работы, активного использования опыта гражданских вузов и расширения сферы взаимодействия с практиками и различными институтами гражданского общества.
государственная политика, образование, воспитание, вузы, курсанты, Конституция Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, законодательство об образовании
1. Ильинский И. М., Луков В. А. О Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2015. № 1. С. 5–14.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва : Просвещение, 2009. 28 с.
3. Ерыгина В. И. Внедрение конституционных ценностей в программу воспитания / Современные образовательные ценности и обновление содержания образования : сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, г. Белгород, 21 октября 2021 г. / под ред. Е. В. Никулиной, А. Ю. Дмитрийчук, К. В. Харченко, В. И. Ерыгиной, С. А. Ржевской, С. А. Олейниковой. Белгород : Белгородский институт развития образования, 2021. С. 31–34.
4. Кабышев С. В. О парадигме конституционного права России в новых исторических реалиях // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 2. С. 2–7.
5. Мамитова Н. В. Нравственные ценности конституционализма: историческая ретроспектива и современная реальность : (рассуждения о теории нравственного государства С. Н. Бабурина) // Государство и право. 2022. № 10. С. 63–70; https://doi.org/10.31857/S102694520019504-5.
6. Куршев А. Х. К вопросу об эффективности воспитательной работы в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 208–210.
7. Бабурин С. Н. Нравственное государство : Русский взгляд на ценности конституционализма : монография / предисл. И. М. Рагимова. Москва : Норма, 2020. 536 с.
8. Хорольский В. В., Хорольская Т. Е. Проблемы воспитания в образовательных учреждениях вузов МВД России // Юридическое образование и наука. 2006. № 1. С. 37–41.
9. Сошникова И. А. Интерактивные технологии воспитательной работы и их соотношение с традиционными формами воспитания обучающихся в вузах МВД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-7. С. 206–212.
10. Ерыгина В. И. Использование интерактивных форм и методов правовог о воспитания обучающихся образовательных организаций МВД России // Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел : монография / А. Н. Александров, К. В. Буняева, В. В. Васильев [и др.]. Белгород : Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, 2024. С. 198–231.
11. Сошникова И. А., Гейжан Н. Ф. Интерактивные технологии воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях системы МВД России : монография. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2019. 176 с.
12. Церникель Ю. И. Особенности субъект-субъектного взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе курсанта вуза МВД России // Ползуновский вестник. 2006. № 3. С. 141–145.
13. Ерыгина В. И. Система повышения уровня электоральной культуры граждан посредством современных образовательных технологий // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. № 2 (16). С. 40–53.
14. Ерыгин А. А. Электорально-правовое воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России // Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел : монография / А. Н. Александров, К. В. Буняева, В. В. Васильев [и др.]. Белгород : Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, 2024. С. 187–197.
15. Долин В. А. Воспитательная работа в вузе МВД России в современной геополитической ситуации: традиции и новации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 4. С. 38–42.
16. Иванова С. В., Пастухова Л. С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 6. С. 29–49; http://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-29-49.
17. Ходякова Н. В., Базулина А. А., Дорошенко О. М. Теория и практика проектирования процесса патриотического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 47–51.