Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. Профессиональная деятельность, в том числе и при решении оперативно-служебных задач, предполагает вовлеченность как физических, так и психологических ресурсов сотрудника. Это приводит к усталости, утомлению и риску развития утомленности, снижая работоспособность и качество его деятельности. Ранняя психодиагностика позволяет принять своевременные меры по профилактике и превенции утомленности. Для этого предлагается использовать авторский опросник «Субъективная оценка уровня утомленности личности». Оценка утомленности является индикатором доминирующего психического состояния субъекта трудовой деятельности, его мотивационных особенностей и кадровых рисков, проявляющихся в его работоспособности, удовлетворенности профессиональной карьерой, профессиональном и психологическом благополучии. Основное назначение опросника – выявление уровня утомленности сотрудника на основании субъективной оценки особенностей памяти, внимания и работоспособности. Опросник представляет собой набор из 17 пунктов, каждый из которых оценивается по семибалльной шкале (от 1 – полностью не согласен, до 7 – согласен полностью). Итоговый балл по шкале вычисляется суммированием баллов по всем пунктам опросника. В зависимости от выраженности итогового показателя оценивается уровень утомленности в континууме «усталость – утомление – утомленность». Чем выше балл, тем больше оценки отклоняются в сторону утомленности. Методы исследования. Корреляционный и сравнительный анализ. Оценка ретестовой надежности, а также конструктной и критериальной валидности. Результаты. Опросник «Субъективная оценка уровня утомленности личности» требует минимального времени для проведения и обработки, и может применяться в различных ситуациях, как с практическими, так и с исследовательскими целями. Представленный опросник отвечает основным психометрическим требованиям, предъявляемым к разработке профессиональных психологических тестов. Опросник может быть использован в рамках морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел, для определения рисков и ресурсов превенции и профилактики утомленности, психологической помощи, самопомощи сотрудникам, находящимся в данном состоянии.
усталость, утомление, утомленность, работоспособность, психическое состояние, когнитивная сфера, саморегуляция, мотивация, психодиагностика
1. Батурин, Н. А., Вучетич, Е. В., Костромина, С. Н. и др. (2015). Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году). Организационная психология, Т. 5, 2, 67–138.
2. Бодров, В. А. (2009). Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы. Москва: «Когито-Центр».
3. Величковский, Б. Б. (2019). Когнитивные эффекты умственного утомления. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1, 108–122.
4. Водопьянова, Н. В. (2009). Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер.
5. Духновский, С. В. (2024). Экспериментальная диагностика мнемических способностей: описание методики и возможности использования. Российский девиантологический журнал, 1, 10–21. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2024-1-10-21
6. Захаров, В. В., Яхно, Н. Н. (2003). Нарушения памяти. Москва: Издательский дом «Гэо- тар-Мед».
7. Зинченко, В. П., Леонова, А. Б., Стрелков, Ю. К. (1977). Психометрика утомления. Москва: Издательство Московского университета.
8. Куликов, Л. В. (1997). Психология настроения: монография. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета.
9. Леонова, А. Б., Величковская, С. Б. (2002). Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности. В А. О. Прохоров (ред.), Психология психических состояний: 200-летию Казанского университета посвящается: сборник статей (Том 4, стр. 326–343). Казань: Центр инновационных технологий.
10. Лурия, А. Р. (2023). Основы нейропсихологии. Санкт-Петербург: Питер.
11. Лурия, А. Р. (2021). Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти. Санкт-Петербург: Питер.
12. Маслов, Н. Б., Блощинский, И. А., Максименко, В. Н. (2003). Нейрофизиологическая картина генеза утомления, хронического утомления и переутомления человека-оператора. Физиология человека, 29 (5), 123–133.
13. Моросанова, В. И. (2004). Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. Москва: Когито-Центр.
14. Огородникова, Л. А. (2012). Подходы к исследованию памяти и мнемических способностей в отечественной и зарубежной психологии. Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки, 308–312.
15. Полевщиков, М. М., Роженцов, В. В., Палагин, Ю. С., Матвеев, Р. Ю. (2010). Исследование утомления человека при выполнении физической нагрузки психофизиологическими методами. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 16 (1), 135–138.
16. Рубинштейн, С. Я. (1999). Экспериментальные методики патопсихологии. Москва: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс.
17. Рубинштейн, С. Я. (2010). Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Москва: Издательство Института психотерапии, Апрель-Пресс.
18. Словенко, Е. Д., Яремченко, П. И., Хохлов, Н. А. (2020). Нормативные характеристики выполнения методики «Заучивание 10 слов» и способы выявления установочного поведения при исследовании памяти. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 3, 52–85.
19. Ушаков, В. О. (2014). Исследование динамики функционирования механизмов мнемических способностей при усложнении мнемической задачи. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11 (3), 149–163.
20. Черемошкина, Л. В., Осинина, Т. Н. (2019). Память: закономерности воспроизведения учебного материала: монография. Москва: Юрайт.
21. Фер, Р. М., Бакарак, В. Р. (2010). Психометрика. Введение: монография. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ.