г. Москва и Московская область, Россия
Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Введение. Онлайн-технологии становятся все более доступными и популярными среди молодежи. Однако это не только открывает новые возможности для общения и обучения, но и создает риск вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества. Особенно остро в настоящее время стоит вопрос влияния деструктивных интернет-сообществ, которые пропагандируют свою деструктивную деятельность в социальных сетях и вовлекают в нее несовершеннолетних. С распространением интернета несовершеннолетние в виртуальном мире все чаще подвергаются влиянию людей, вовлекающих их в деструктивные интернет-сообщества. В статье рассмотрен вопрос подготовки курсантов – будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних (далее – ПДН) к профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества. Методы исследования. В исследовании использованы теоретический анализ педагогической и учебной литературы, нормативных правовых актов и источников сети «Интернет», общенаучные методы научного познания. Результаты. Рассматривая профилактическую деятельность, связанную с предупреждением вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества, необходимо отметить, что это очень непростое дело. Однако в процессе обучения у курсантов будут формироваться знания, умения и навыки деятельности, направленной на предотвращение вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества, что даст возможность облегчить реализацию профилактической работы будущим сотрудникам ПДН и при этом подготовить действительно квалифицированных специалистов. В связи с этим были разработаны авторский электронный курс «Профилактическая деятельность сотрудника ПДН в социальных сетях» и методические рекомендации по его использованию в условиях учебного процесса при подготовке будущих сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних.
несовершеннолетний, деструктивные интернет-сообщества, профилактика, курсант, профессиональная подготовка, дистанционные образовательные технологии, электронный курс
1. Ерофеева М. А., Харламова Д. А., Жоков Д. В. Деструктивное поведение несовершеннолетних как причинно-следственная связь их криминализации // Человеческий капитал. – 2023. – № 2 (170). – С. 233–240; https://doi.org/10.25629/HC.2023.02.27.
2. Сердюк Н. В., Грищенко Л. Л., Столяренко А. М. Психолого-педагогические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде // Психология и право : электронное издание. – 2018. – Т. 8. – № 3. – С. 167–178; https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080312. – URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw.
3. Гаврилина А. А., Харламова Д. А. К вопросу подготовки будущих инспекторов ПДН к профилактической работе в цифровом пространстве / Журавлевские чтения. Трансформационные процессы в педагогической науке и образовании : материалы VI Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти Василия Ивановича Журавлева, 11–16 февраля 2022 г. / отв. ред.: Н. А. Горлова. – Москва: Московский государственный областной университет, 2022. – С. 111–118.
4. Иванова С. В., Садовникова Ж. В. Влияние деструктивных сообществ на школьников: постановка проблемы // Ценности и смыслы. – 2022. – № 5 (81). – С. 83–92; https://doi.org/10.24412/2071–6427–2022–5–83–92.
5. Лукашкова И. Деструктивные интернет-сообщества как рискогенный фактор социализации и развития личности несовершеннолетних // Thesaurus : cборник научных статей. – Могилев: Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2022. – Вып. X: Коммуникация в эпоху постпандемии. – С. 99–105.
6. Хаметдинова Г. Ф. Полномочия инспектора подразделения по делам несовершеннолетних в сфере обеспечения безопасности детей в информационном пространстве // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2020. – № 3 (40). – С. 65–70.
7. Ерофеева М. А. Педагогическая диагностика : монография. – Саратов: Саратовский источник, 2022. – 177 с.
8. Никитская Е. А., Никитина Е. О. Система подготовки сотрудников полиции к профилактической работе с несовершеннолетними девиантного поведения // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2019. – № 3. – С. 33–35.
9. Павлов И. В., Павлова И. И., Фогель Е. В. Готовность сотрудников ОВД к профилактике правонарушений несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. – № 2 (26). – С. 107–112.
10. Ульянова И. В., Ерофеева М. А., Ананьин О. Ю. Инновационные подходы в подготовке курсантов – будущих инспекторов по делам несовершеннолетних к профилактике деструктивных форм поведения подрастающего поколения // Прикладная психология и педагогика : сетевое издание. – 2022. – Т. 7. – № 3. – С. 44–53; https://doi.org/10.12737/2500-0543-2022-7-3-44-53. – URL: https://naukaru.ru/en/nauka/journal/77/view.
11. Харламова Д. А. К вопросу о необходимости профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в аспекте медиабезопасности несовершеннолетних // Прикладная психология и педагогика : сетевое издание. – 2023. – Т. 8. – № 1. – С. 188–193; https://doi.org/10.12737/2500-0543-2023-8-1-188-193. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/issue/3571/view.
12. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения : монография. – Москва: Диона, 2020. – 244 с.
13. Авадаева И. В., Анисимова-Ткалич С. К., Везетиу Е. В. [и др.]. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды : монография. – Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018. – 174 с.
14. Ахметжанова Г. В., Юрьев А. В. Цифровые технологии в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 3 (24). – С. 334–336.
15. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Вишнева А. Е., Теславская О. И., Чигарькова С. В. Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие : монография. – Москва: Акрополь, 2022. – 356 с.