Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. В статье анализируются особенности профессиональной деятельности сотрудников и военнослужащих Росгвардии, обосновывается ее ценностно-смысловое содержание. В этом контексте аргументируется значение ценностно-смысловых компонентов в структуре наиболее значимых профессиональных качеств сотрудников и военнослужащих силовых структур, определяющих эффективность их служебно-боевой деятельности. Акцентируется внимание на патриотическом воспитании как особом мировоззрении, представляющем собой глубоко осмысленное, конструктивное и позитивное отношение к традиционным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, к истории и культуре своего этноса, народа, государства, а также на его непосредственном влиянии на формирование и развитие профессионально значимых компетенций и установок у представителей правоохранительных органов. Затрагиваются некоторые аспекты адаптации. Методы исследования. Основу исследования составили общенаучные методы. Широко применялся метод системного анализа различных сторон служебной деятельности представителей Росгвардии. Предметом отдельного анализа стала социально-психологическая и психолого-педагогическая диагностика преобладающих у них ценностно-смысловых ориентаций. Результаты. На основании проведенного исследования резюмируется, что осознание, внутреннее принятие и реализованность профессиональных ценностей являются предикторами профессиональной успешности сотрудников и военнослужащих Росгвардии и могут рассматриваться в качестве психологических критериев профессионального отбора.
военнослужащие и сотрудники Росгвардии, профессионально-важные качества, профессиональная успешность, ценностно-смысловые ориентации, духовность
1. Бакин, А. А. (2022). Социально-психологические и субкультурные аспекты агрессивного поведения военнослужащих: вопросы профилактики действий насильственного характера. Юридическая наука: история и современность, 4, 104–111.
2. Буслаева, Е. Л., Власова, Н. В. (2023). Особенности мотивации и самоконтроля курсантов вузов МВД России на разных этапах обучения. Психология и право, 13 (2), 2–13. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130201
3. Гладких, И. Г. (2022). Структура и содержание профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительных органов. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, 12, 80–88.
4. Гуцериев, Х. С., Сальников, В. П., Степашин, С. В., Федоров, В. П., Худяк, А. И. (2000). Человек и правоохранительная деятельность: монография. Санкт-Петербург: Фонд «Университет».
5. Дорфман, Л. Я., Дубровский, А. В., Цариев, Е. А., Курочкин, Е. А., Лядов, В. Н., Калугин, А. Ю. (2020). Адаптация и инновация в дуальной модели дисциплинированности (на материале курсантов военных институтов). Вестник Удмуртского университета, 30 (4), 351–361. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-4-351-361
6. Душкин, А. С., Юренкова, В. А. (2022). Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики (Обзор международной научно-практической конференции). Российский девиантологический журнал, 2 (4), 491–499. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2022-4-491-499
7. Жук, А. С., Сальников, В. П. (2023). Ценностный консенсус общества как основание суверенной правовой идеологии. Юридическая наука: история и современность, 2, 163–170.
8. Иванов, М. С., Утюганов, А. А., Яницкий, М. С., Серый, А. В. (2020). Безопасность в системе ценностно-смысловых ориентаций офицеров Российской национальной гвардии: на примере курсантов – будущих офицеров. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 17 (3), 440–458. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-440-458
9. Канунников, Р. И. (2021). Роль ценностных ориентаций в формировании правосознания у сотрудников органов внутренних дел. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 4, 25–41.
10. Канунников, Р. И., Савич, И. И. (2023). Особенности формирования правовой культуры у сотрудников органов внутренних дел. Образование и право, 2, 80–83. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-2-80-83
11. Киселев, А. М. (2023). Об эксперименте по оптимизации процесса адаптации персонала. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 1-2 (76), 34–37. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-1-2-34-37
12. Константинов, В. В., Дьяков, В. В. (2015). Характеристики идентичности личности и процесс социально-психологической адаптации. Теория и практика общественного развития, 12, 482–486.
13. Косинский, Т. В., Черноусов, А. А. (2022). Проблема патриотического воспитания молодежи в учебных заведениях МВД России. Юридическая наука: история и современность, 11, 152–156.
14. Котенева, А. В., Этриванова, Т. С. (2022). Жизненные ценности и биопсихологический возраст сотрудников силовых структур. Психология и право, 12 (4), 28–41. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120403
15. Кубышко, В. Л., Крук, В. М., Гайдамашко, И. В., Вахнина, В. В., Федотов, А. Ю. (2022). Мотивация специалиста силовых структур как основная компонента профессионально- личностной надежности в сложных ситуациях. Психология и право, 12 (4), 66–82. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120406
16. Кузнецов, Д. Е. (2023). Элементы криминалистической характеристики современных способов получения и дачи взятки, связанные с расширением цифровой информационной среды. Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири, 3 (17), 14–26.
17. Мантуров, О. С. (2022). К вопросу о значении философии права для профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Философия права, 1 (100), 13–17.
18. Маслодудова, Н. В. (2021). Анализ мировоззренческих установок курсантов Сибирского юридического института МВД России. Научный компонент, 1 (9), 73–79.
19. Печерский, Ю. И. (2023). Особенности формирования профессионального мировоззрения у курсантов ведомственного вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации. Гуманитарные исследования. Психология и педагогика, 13, 53–62.
20. Пухарева, Т. С., Рудин, А. В. (2023). Карьерные ориентации сотрудников правоохранительных органов. Психология и право, 13 (2), 49–57. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130204
21. Родин, В. Ф., Марьясис, И. Б. (2023). Некоторые особенности успешности служебной деятельности курсантов в образовательных организациях МВД России. Вестник Московского университета МВД России, 3, 300–303. https://doi.org/10.24412/2073-0454- 2023-3-300-303
22. Рожков, А. А., Юренкова, В. А. (2022). Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022). Обзор международной научно-практической конференции. Российский девиантологический журнал, 2 (2), 225–235. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2022-2-225-235
23. Стрельникова, Ю. Ю., Гончарова, Н. А. (2023). Психологические особенности профессиональной востребованности и мотивации сотрудников полиции. Психология и право, 13 (1), 27– 39. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130102
24. Сухоруков, В. Н. (2022). О вечных ценностях и патриотизме. Юридическая наука: история и современность, 10, 69–77.
25. Терехова, Т. А., Самойлик, Н. А., Серегина, О. С., Тавтилова, Н. Н. (2022). Диагностика системы ценностных ориентаций студентов и курсантов образовательных организаций ФСИН России. Психология и право, 12 (2), 111–124. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120209
26. Тюлина, А. С. (2022). Особенности формирования профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, 12, 55–65.
27. Усачева, И. В. (2023). Анализ системы мотивации труда сотрудников ОВД и пути ее повышения. Вестник Московского университета МВД России, 3, 311–316. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-3-311-316
28. Утюганов, А. А. (2021). Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации: монография. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
29. Утюганов, А. А., Бакин, А. А. (2022). Социально-психологическая составляющая патриотического воспитания курсантов военных институтов Российской Федерации. Юридическая наука: история и современность, 6, 103–108.
30. Утюганов, А. А., Фролова, Л. В. (2020). Терминальные и инструментальные ценности курсантов военного института (на примере Новосибирского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации). Мир науки. Педагогика и психология, 1 (8), https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN120.pdf
31. Цветков, В. Л., Хрусталева, Т. А. (2023). Динамика профессиональной идентичности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе адаптации к учебно-служебной деятельности. Вестник Московского университета МВД России, 2, 302–306. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-302-306
32. Чихачев, М. В. (2013). Психологическая адаптация в исследованиях военных психологов. Сибирский педагогический журнал, 3, 269–272.
33. Tretyakov, I. L. (2022). Creative Solutions and Professional Culture of Prison Staff. In D. Bylieva, A. Nordmann (Eds.), Technology, Innovation and Creativity in Digital Society: XXI Professional Culture of the Specialist of the Future (Lecture Notes in Networks and Systems 345, pp. 203– 223). Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_18