Психологические предикторы дефектов правовой социализации современных подростков
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Выявление психологических предикторов дефектов правовой социализации личности современных подростков остается важной проблемой в контексте сохраняющегося уровня девиантного и преступного поведения среди несовершеннолетних. Методы. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей несовершеннолетних с дефектами правовой социализации, проведенного в период с октября 2021 года по февраль 2022 года. Объектом исследования выступили личностные особенности несовершеннолетних с дефектами правовой социализации. Предметом исследования стали коммуникативные, эмоциональные, регуляторные свойства, копинг-стратегии, показатели адаптации, ценностные ориентации и формы правосознания несовершеннолетних с дефектами правовой социализации. Выборка исследования: 167 несовершеннолетних. Результаты. Автор приходит к выводу, что в основе правового реализма, а именно позитивного отношения к праву лежат достаточные адаптационные способности, высокий уровень осведомленности в научно-культурной области знаний, оптимальный энергетический потенциал, моральная нормативность, совладание со стрессом по типу ассертивных действий, интернальность, склонность к эскапизму. Полученные результаты могут быть использованы в профилактической работе с несовершеннолетними, направленной на формирование у них адекватного правосознания. Полученные данные о предикторах тех или иных форм правовых дефектах могут быть использованы и в процессе психокоррекционной работы с несовершеннолетними. В качестве перспективного направления дальнейших исследований автор видит проработку возможностей оптимизации степени социально-психологической адаптации несовершеннолетних и свойств, ее обеспечивающих (адаптивность, ведомость, приятие других, эмоциональный комфорт), а также таких характерологических свойств, как моральная нормативность, склонность к доминированию, практичность, смелость, конформность. Проведенное исследование выявило ключевые психологические факторы, способствующие формированию попустительского отношения к закону. Понимание этих факторов не только позволит эффективнее бороться с правонарушениями, но и поможет разработать более целенаправленные программы поддержки и развития подросткового возраста.

Ключевые слова:
правовая социализация личности, правосознание, личность несовершеннолетнего, психологические предикторы, девиантное поведение, преступность несовершеннолетних
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Афонин, М. В., Киселев, И. Ю. (2016). Ценностные ориентации несовершеннолетних с девиантным поведением. Вестник социально-политических наук, 15, 9–11.

2. Бреднева, В. С. (2010). Уровни правосознания и юридическая деятельность: монография. Южно- Сахалинск: Сахалинский государственный университет.

3. Ветренко, Р. Н. (2023). Дефекты правовой социализации как фактор формирования делинквентного поведения. В А. С. Душкин, А. М. Иванова (отв. ред.), Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года, стр. 68–72). Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский университет МВД России.

4. Ветрова, И. И. (2011). Развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте: автореферат дис. ... канд. психолог. наук. Москва.

5. Злоказов, К. В. (2023). Взаимоотношение криминальной идентичности и криминальной субкультуры. Юридическая психология, 3, 12–16.

6. Злоказов, К. В., Ильянкова, Е. И., Рожков, А. А. (2021). Влияние представления о социальном пространстве на оценку преступления несовершеннолетними. Всероссийский криминологический журнал, Т. 15, 1, 15–26.

7. Ильянкова, Е. И. (2023). Психологическая коррекция личности несовершеннолетних, совершивших кражи: дис. … канд. психолог. наук. Санкт-Петербург.

8. Кагирова, А. Х. (2023). Основы правового воспитания молодежи в современных условиях: монография. Махачкала: Дагестанский государственный университет.

9. Лысков, А. П. (1969). Правовая психология и ее место в структуре правосознания: автореферат дис. … канд. философ. наук. Ленинград.

10. Михайлюк, Е. Б. (2006). Особенности защитно-совладающего поведения девиантных подростков: автореферат дис. ... канд. психолог. наук. Ростов-на-Дону.

11. Новопашина, Л. А. (2004). Влияние склонности к девиантным формам поведения на мотивацию учения в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва.

12. Ощепков, А. А. (2012). Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к девиантному поведению: дис. ... канд. психол. наук. Казань.

13. Певцова, Е. А. (2006). Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи: теоретико-правовые аспекты: автореф. дис. ... доктора юрид. наук. Москва.

14. Польшакова, И. Н. (2017). К вопросу исследования ценностных ориентаций у подростков с девиантным стереотипом поведения. В М. В. Лукьянова, А. С. Лукьянов (ред.), Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Ставрополь, 28–29 марта 2017 года, стр. 183–187). Ставрополь: Северо- Кавказский федеральный университет.

15. Пронина, А. Н. (2022). Взаимосвязь мотиваций личности и склонности к девиантному поведению у подростков, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. Психология образования в поликультурном пространстве, 3 (59), 52–59. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2022-59-3-52-59

16. Сапрунов, А. Г. (1999). Формирование правосознания молодежи как социальный регулятор девиантного поведения: дис. ... канд. социолог. наук. Москва.

17. Сорокин, В. В. (2021). Психологические аспекты права: монография. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета.

18. Сулимовская, Е. И. (1994). Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых с психическим инфантилизмом церебрально- органического генеза: Психол. аспект: дис. ... канд. психолог. наук. Москва.

19. Фабриков, М. С. (2020). Педагогические основы формирования правовой культуры студентов: монография. Владимир: Издательство Владимирского государственного университета.

20. Федонкина, А. А. (2019). Личностная незрелость у несовершеннолетних правонарушителей в рамках нормального и аномального личностного развития: дис. ... канд. психолог. наук. Москва.

21. Шаранов, Ю. А., Гайворонская, И. Б., Галкина, Н. В. (2019). Несовершеннолетний правонарушитель как субъект восстановительной юстиции. Психология и право, Т. 9, 3, 320–337. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090323


Войти или Создать
* Забыли пароль?