Ценностные факторы в обеспечении психологического благополучия курсантов образовательной организации Министерства внутренних дел России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Ценности, сформированные в период профессиональной подготовки и обучения в высшем учебном заведении, оказывают существенное влияние на формирование смыслов субъекта учебной деятельности, а возможность их бесконфликтной реализации детерминирует состояние психологического благополучия. Расхождения в представлениях личности о способах реализации ценностей, а также доминирование желаний над мотивацией достижений и мотивацией ориентации на успех, детерминирует пассивность в реализации ценностных целей и психологическое неблагополучие. Цель исследования состояла в выявлении особенностей и взаимосвязей ценностных факторов, обеспечивающих психологическое благополучие курсантов образовательной организации МВД России. Методы. В исследовании применялись общенаучные методы исследования, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных, психодиагностический метод, методы описательного, сравнительного и корреляционного анализа с использованием t-критерия Стьюдента и коэффициента корреляции Пирсона. Выборка исследования была представлена курсантами, обучающимися в образовательной организации высшего образования МВД России (n = 152), средний воз-раст: 22,1 ± 1,1 лет. Результаты. В результате исследования установлено, что представленность ценностных факторов в комплексе переживания как психологического благополучия, так и психологического неблагополучия детерминирована практически равнозначными ценностями. Различия между благополучием и неблагополучием обеспечиваются большей выраженностью ценностей развития себя, духовного удовлетворения, ценностей сферы общественной жизни, обучения и образования при состояниях психологического благополучия. В исследовании выявлена зависимость психологического благополучия от реализации ценностей, что объясняется многочисленными положительными корреляциями между значениями ценностей и благополучия. При психологическом неблагополучии корреляции между его значениями и значениями ценностей характеризуются обратными, отрицательными связями. Наиболее значимым критерием в оценке связей ценностей и психологического благополучия выступает не столько фактор ценностей, сколько механизм их достижения, отражающий общую активность личности, уровень позитивной мотивации, ориентацию на успех и личностную зрелость.

Ключевые слова:
психологическое благополучие, счастье, служение, нравственная направленность, терминальные ценности, ценностные сферы, реализация ценностей, курсанты, сотрудники органов внутренних дел
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Комарова О. Н., Рассказова А. Л. Ценности старшеклассников как предикторы их психологического благополучия // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2023. – № 1. – С. 140–149; https://doi.org/10.52470/2619046X_2023_1_140.

2. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 13–25.

3. Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. – 2020. – № 1. – С. 14–37; https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.02.

4. Медведев Н. В. Категория счастья в моральной философии Аристотеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6-2 (68). – C. 125–131.

5. Дубровина И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования : сетевое издание. – 2020. – Т. 17. – № 3. – C. 9–21; https://doi.org/10.17759/bppe.2020170301.

6. Берзин Б. Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2018. – Т. 24. – № 4 (180). – С. 74–81.

7. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Концепция психологического благополучия личности и методика его исследования / Новые теоретико-методологические подходы к исследованию в клинической психологии : сборник статей / ред. Т. Д. Шевеленкова. – Москва: Левъ, 2013. – С. 9–51.

8. Deyoung C. G., Tiberius V. Value Fulfillment from a Cybernetic Perspective: A New Psychological Theory of Well-Being // Personality and social psychology review. – 2022. – Vol. 27. – Issue 1; https://doi.org/10.1177/10888683221083777.

9. Костина Е. Ю., Орлова Н. А., Панфилова А. О. Образ благополучия в нарративах жителей Дальнего Востока: результаты исследовательского проекта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2020. – № 1. – С. 38–50; https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.03.

10. Балабанова Е. С. Ценности и ресурсы как факторы социального благополучия специалистов российских бизнес-организаций // Мир России. – 2023. – Т. 32. – № 1. – С. 6–36; https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-1-6-36.

11. Шувалова Н. В., Корепанова Н. В. Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактора личностного роста // Педагогика и психология образования. – 2022. – № 3. – С. 219–231; https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-3-219-231.

12. Худякова Т. Л., Бородовицына Т. О. Взаимосвязь ведущих ценностей личности и компонентов психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2021. – № 3. – С. 63–67.

13. Цветков В. Л., Иванова А. И. Взаимосвязь ценностей и базовых убеждений личности курсантов с разным уровнем эмоционального благополучия // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 5. – С. 308–315; https://doi.org/10.24411/2073-0454-2020-10311.

14. Канунников Р. И. Факторы психологического благополучия сотрудников правоохранительных органов // Мир педагогики и психологии. – 2024. – № 01 (90). – С. 204–210.

15. Горбач Н. А., Панюкова Ю. Г., Панина Е. Н. Проблемы психологического благополучия сотрудников ОВД в условиях профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 3 (34). – С. 3–6.

16. Tiberius V. Well-Being, Value Fulfillment, and Valuing Capacities / John J. Stuhr (ed.): Philosophy and Human Flourishing. – Oxford University Press, 2023. – P. 118–C5.P72; https://doi.org/https://doi.org/10.1093/oso/9780197622162.003.0006.

17. Hanel P., Tunç H., Bhasin D., Litzellachner L., Maio G. Value Fulfilment and Well-Being: Clarifying Directions over Time // Journal of Personality. – 2023. – 00. – P. 1–13; https://doi.org/10.1111/jopy.12869.

18. Brunstein J. C., Schultheiss O. C., Grässmann R. Personal goals and emotional well-being: The moderating role of motive dispositions // Journal of Personality and Social Psychology. – 1998. – Vol. 75. – No 2. – P. 494–508; https://doi.org/10.1037/0022-3514.75.2.494.

Войти или Создать
* Забыли пароль?