Компьютерная игромания несовершеннолетних как психологическая проблема
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Сегодня информационно-коммуникационные технологии максимально упрощают жизнедеятельность и трудовые будни человечества. Это коснулось и подрастающего поколения, которое получило новые увлекательные средства проведения досуга в виде компьютерных игр различных жанров. Чрезмерное увлечение и полное погружение в виртуальный игровой мир может способствовать формированию аддиктивного поведения. В последнее время эта проблема становится популярной и актуализируется в контексте профилактики зависимого поведения молодежи, роста таких проявлений, как скулшутинг, кибербуллинг, суицидальное поведение и др. В связи с этим возникает необходимость в проведении исследований рассматриваемой проблемы с целью дальнейшего построения эффективной профилактической деятельности. Цель исследования состояла в комплексном рассмотрении основных признаков, причин и условий формирования компьютерной игромании у несовершеннолетних. Методология, методы и методики. Исследование было основано на современных научно-методических и социально-психологических методиках исследования компьютерной аддикции несовершеннолетних. В работе были использованы методы восхождения от абстрактного к конкретному, компаративистики и аксиологической интерпретации. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об актуальности данной темы в свете стремительно развивающихся информационных технологий. Проведен анализ социальных и психологических особенностей формирования компьютерной игромании несовершеннолетних, определены причины данного вида аддикции. Научная новизна статьи заключается в анализе исследований в рамках изучения аддиктивного поведения, в результате чего выявлены основные причины формирования компьютерной игромании у несовершеннолетних. Практическая значимость. Результаты работы могут восполнить существующий пробел в изучении указанной темы и стать подспорьем в дальнейшей разработке комплексных исследований с целью недопущения формирования аддиктивного поведения у несовершеннолетних. Например, важными и перспективными направлениями в рамках данной темы являются: исследование возрастных и гендерных особенностей психологической зависимости от компьютерных игр; изучение диагностики компьютерной игромании несовершеннолетних; подбор эффективных психотерапевтических техник и методик в работе с игроманами.

Ключевые слова:
компьютерные технологии, игромания, несовершеннолетние, подростки, сознание, причины аддикции, психологические особенности, возрастные кризисы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Береговой, Е. А. (2020). Избавление от рабства компьютерной игромании. Уральский медицинский журнал, 12 (195), 171–179.

2. Бурлаков, И. В. (2000). Homo Gamer: Психология компьютерных игр. Москва: Независимая фирма «Класс».

3. Гуггенбюль, А. (2021). Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости. Москва: Институт общегуманитарных исследований.

4. Гришина, Е. С. (2021). Игрок Достоевского и современная компьютерная игромания: поиск родства. Научное обозрение, 1, 41–45.

5. Душкин, А. С., Баринова, М. Г. (2023). Гендерные особенности проявления фаббинга у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России. Российский девиантологический журнал, 3 (1), 59–74. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2023-1-59-74

6. Евстегнеева, Ю. М. (2003). Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва.

7. Егоров, А. Ю. (2005). Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Вопросы психологического здоровья детей и подростков, 5 (2), 20–27.

8. Иванова, С. В., Иванов, О. Б. (2022). Геймификация как новый значимый элемент современного образовательного пространства. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 20 (3), 24–37.

9. Колотилова, И. В. (2009). Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва.

10. Рыбакова, Л. Н. (2019). Медицинская реабилитация игромании: опыт Германии. Вопросы наркологии, 7 (178), 70–80.

11. Рыбалтович, Д. Г. (2012). Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: автореф. дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург.

12. Солдаткин, В. А. (2010). Клинико-патогенетическое сравнительное исследование игровой и алкогольной зависимости: автореф. дис. … док. мед. наук. Москва.

13. Трухан, Е. Л., Рыжковский, Н. С. (2019). Взаимосвязь эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у подростков. Вестник Омского университета. Серия: «Психология», 1, 4–11. https://doi.org/10.25513/2410-6364.2019.1.4-11

14. Урсу, А. В. (2012). Сверхценное увлечение компьютерными играми детей и подростков: распространенность и клинико-психопатологические проявления: автореф. дис. … канд. мед. наук. Москва.

15. Фадеева, С. В. (2010). Компьютерная зависимость как фактор риска развития агрессивного поведения у подростков. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 3, 250–257.

16. Хох, И. Р., Халфина, Р. Р., Тимербулатов, И. Ф., Хабибуллина, И. Р. (2021). Психологические особенности проявления с игровой компьютерной аддикцией (кибераддикцией) в зависимости от гендера. Вестник психофизиологии, 4, 104–109. https://doi.org/10.34985/b7488-7658-1473-c

17. Янг, К. С. (2000). Диагноз – интернет-зависимость. Мир Интернет, 2, 26–27.

18. Evren, C., Dalbudak, E., Evren, B., & Demirci A.C. (2014). High risk of Internet addiction and its relationship with lifetime substance use, psychological and behavioral problems among 10(th) grade adolescents. Psychiatr Danub, 26 (4), 330–339.

19. Ferguson, C. J. (2011). Video games and youth violence: A prospective analysis in adolescents. Journal of Youth and Adolescence, 40 (4), 377–391. https://doi.org/10.1007/s10964-010-9610-x

20. Griffiths, M. D., Davies, M. N. O., & Chappell, D. (2004). Online computer gaming: A comparison of adolescent and adult gamers. Journal of Adolescence, 27 (1), 87–96. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2003.10.007

21. Indrakanti, A., Chutake, M., Prouty, S., Sundaranatha, V., & Koverkathu, V. (2022). Gadget Addiction. URL: https://scet.berkeley.edu/reports/gadget-addiction/ (дата обращения 13.02.2024).

22. Rücker, J., Akre, C., Berchtold, A., & Suris, J. C. (2015). Problematic Internet use is associated with substance use in young adolescents. Acta Pediatr. 104 (5), 504–507.


Войти или Создать
* Забыли пароль?