Психоэндокринные корреляты стресс-реагирования курсантов ОВД с учетом фактора адаптивности к учебно-профессиональному процессу
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальность исследования особенностей саморегуляции и самоконтроля, защитных механизмов, способов совладания со стрессогенными ситуациями и определение специфики психонейроэндокринных коррелятов стресс-реагирования курсантов ОВД с учетом фактора адаптивности к учебно-профессиональному процессу обусловлена высокими требованиями к личностным и профессиональным качествам курсантов, которые уже на этапе обучения включены в осуществление служебной деятельности Методы. В исследовании применялись следующие методы: тестирование, клинико-лабораторный, эксперимент. Диагностический комплекс включал: госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS), «Комплексную оценку проявлений стресса» Ю. В. Щербатых, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана, «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Опросник Грасмика (Grasmick H. с соавт., 1993; адаптация В. Г. Булыгиной, А. М. Абдразяковой, 2008), «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой. Результаты. Адаптивную группу отличает развитость всех этапов осознанной регуляции поведения, которая опосредуется адаптивными копинг-стратегиями. Индивидуально-типологические характеристики обеспечивают высокий самоконтроль. Обнаруженный значимо более высокий уровень кортизола до предъявления стрессового стимула, не выходящего за рамки нормативного, и повышение ДГЭА после стрессового стимула сопряжены с малой выраженностью признаков стресса. Дезадаптивную группу курсантов отличает преобладание малоадаптивных копингов, менее зрелых форм психологической защиты, которые не опосредуются осознанными регуляторными системами. ДГЭА как ключевой буферный гормон стрессоустойчивости не выполняет протективной функции, поскольку его изначально высокий фоновый уровень значимо снижается после воздействия стрессовых стимулов.

Ключевые слова:
саморегуляция, самоконтроль, гормоны стресса, копинг-стратегии, учебно-профессиональная дезадаптация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Лаптев С. А. Условное осуждение или ограничение свободы // Вестник Кузбасского института. – 2012. – № 5 (13). – С. 96–105.

2. Панасенко (Яловая) В. Н. Эффективность условного осуждения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 7. – С. 181–183.

3. Казакова В. А. Цели наказания и их реализация в России и зарубежных странах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2019. – № 2 (831). – С. 193–204.

4. Маликова Н. Б., Москвитина М. М. О некоторых аспектах трудоустройства условно осужденных // Вестник Пермского института ФСИН России. – 2021. – № 1 (40). – С. 46–52; doi:https://doi.org/10.34988/2226-2326.2021.40.1.007.

5. Юрова Ю. В., Зайцева А. Е. Проблемные вопросы организации контроля за условно осужденными // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. – 2023. – № 2 (36). – С. 46–50.

6. Кирилловский О. В., Шаромова А. А. Правовые и организационные недостатки в деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными // Ius publicum et privatum. – 2022. – № 3 (18). – С. 152–161; doi:https://doi.org/10.46741/2713-2811.2022.18.3.016.

7. Минсафина С. Н., Власова У. С. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными // Вестник Самарского юридического института. – 2017. – № 1 (23). – С. 45–47.

8. Чистяков К. А. К вопросу об основных направлениях предупреждения преступлений, совершаемых условно осужденными // Прикладная юридическая психология. – 2014. – № 3. – С. 178–182.

9. Дегтярева О. Л. Исполнение меры уголовно-правового характера в виде условного осуждения // Проблемы права. – 2015. – № 6 (54). – С. 217–219.

10. Сучкова Е. Л. Представления о правовой действительности условно осуждённых // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 3. – С. 153.–161.

11. Маликов Б. З. Условное осуждение – форма условного наказания // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2012. – № 2 (18). – С. 14–18.

12. Гвоздева Е. В., Вшивцева Н. А. Социально-демографическая характеристика личности условно осужденного // Наука и образование: тенденции и перспективы. – 2016. – № 1 (3). – С. 108–112.

13. Макарова В. В. Основные направления профилактики преступности условно осужденных : монография. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Коняхин Александр Викторович, 2021. – 224 с.

14. Волчков Д. И. Организация психологического обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций за поведением условно осужденных // Мир политики и социологии. – 2012. – № 8. – С. 155–158.

15. Мазнева М. Ю. Специфика исследования ролевых конфликтов у лиц, осужденных без изоляции от общества к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества // Смальта. – 2021. – № 4. – С. 84–96.

16. Ванюшина А. А. Сущность, понятие, виды внутриличностного конфликта условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Международный пенитенциарный журнал. – 2016. – № 2. – С. 67–70.

Войти или Создать
* Забыли пароль?