Голицыно, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.99 Прочие вопросы психологии
Введение. Статья посвящена анализу жизненных целей, стремлений, материализма сотрудников органов внутренних дел, подбору психодиагностического инструментария в рамках глобального исследования профессионального самосознания субъектов служебной деятельности. Актуальность темы исследования связана с неопределённостью структуры профессионального самосознания личности, отсутствием разработанной программы и методики эмпирического исследования профессионального самосознания, рекомендованных методик для диагностики, в том числе жизненных целей, стремлений, материализма. Для качественной деятельности органов внутренних дел необходимо решать кадровые вопросы, отбирать на службу наиболее перспективных, надежных сотрудников, сопровождать их на протяжении всей службы, способствовать их профессиональному развитию. В связи с этим возрастает роль психолога органов внутренних дел в проведении индивидуальной и групповой работы с сотрудниками, осуществлении психодиагностики и последующего сопровождения. Методы. В ходе проведения данной части научного исследования нами использовались такие методы, как научно-категориальный анализ, типологизация, тестирование. Результаты. Опросник «Индекс стремлений» (Т. Кассер, Р. Район в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, В. А. Егорова) позволил оценить выраженность как внешних, так и внутренних стремлений личности, дать им общую оценку и по отдельным шкалам соответственно. Данный опросник включен в программу исследования профессионального самосознания субъектов служебной деятельности с указанием в качестве мотивационных компонентов структуры следующих: отношения, сообщество, внешность, известность, влиятельность. К рефлексивным компонентам отнесли самовыражение. Получены результаты диагностики диспозиционного материализма как составной части структуры профессионального самосознания; выявлены положительные связи между отдельными показателями компонентного состава структуры профессионального самосознания.
профессиональное самосознание, жизненные цели, внутренние стремления, внешние стремления, диспозиционный, материализм, психологическая диагностика
1. Пряжникова Е. Ю., Чистовский Д. И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 4. – С. 81–91.
2. Борозинец Н. М. Дефиниция «профессиональное самосознание» в трудах отечественных и зарубежных учёных // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1 (44). – С. 16–18.
3. Дугарова Т. Ц., Прохоренко Е. О. Профессиональное самосознание студентов магистратуры, обучающихся по направлениям «Психология» и «Педагогика» // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 8 (76). – С. 53–60; https://doi.org/10.24158/spp.2020.8.9.
4. Абульханова К. А. Сознание личности как жизненная способность // Мир психологии. – 2018. – № 2 (94). – С. 30–36.
5. Федорова Е. П. Жизненные цели как показатели процесса жизненного самоосуществления на этапе профессионального становления // Вестник Московского института государственного управления и права. – 2017. – № 1 (17). – С. 154–157.
6. Гайфуллин А. Ю. Ценностные ориентации и жизненные цели современной молодежи Республики Башкортостан // Уфимский гуманитарный научный форум. – 2022. – № 1 (9). – С. 120–127; https://doi.org/10.47309/2713-2358_2022_120_127.
7. Седова Н. Н. Жизненные цели и стратегии россиян: контекст пассионарности // Социологический журнал. – 2016. – Т. 22 – № 2. – С. 73–91; https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.2.4260.
8. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Егоров В. А. Диагностика жизненных целей: Краткая версия опросника «Индекс стремлений» // Психологический журнал. – 2023. – Т. 44. – № 4. – С. 49–62; https://doi.org/10.31857/S020595920027085-9.
9. Карпинский К. В., Кисельникова (Волкова) Н. В. Опросник диспозиционного материализма (ОДМ): концептуальные основы и психометрическая разработка // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 1. – С. 104–117; https://doi.org/10.31857/S020595920002256-7.
10. Абульханова К. А. Проблемы сознания и его исследований в отечественной психологии XX–XXI столетий / Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии : результаты и перспективы развития : сборник научных работ / отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – Москва: Институт психологии РАН, 2017. – С. 158–166.
11. Пряжникова Е. Ю., Егоренко Т. А. Проблема профессионального становления личности. // Современная зарубежная психология. – 2012. – Т. 1. – № 2. – С. 111–122.
12. Гудименко О. В. Самодетерминация стремления к самоактуализации и достижению успеха в юношеском возрасте // International Journal of Medicine and Psychology. – 2023. – Т. 6. – № 2. – С. 189–194.
13. Гадилия А. М., Месникович С. А. Жизненные цели в структуре профессионального становления студентов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2016. – № 16-2. – С. 59–65.
14. Скосырева Н. Д., Зинич А. В., Помогаев В. М., Разумов В. И., Ревякина Ю. Н., Васюкова М. В. Жизненные перспективы, ценности и цели молодежи Сибири (по данным исследования в Сибирском федеральном округе) // Идеи и идеалы. – 2022. – Т. 14. – № 2-2. – С. 411–428; https://doi.org/10.17212/2075-0862-2022-14.2.2-411-428.
15. Сластенин В. А. Профессиональное самосознание учителя // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 2. – С. 170–177.
16. Рожков Д. В., Агапов В. С., Абдурахманов Р. А. Особенности проявления личностных структурных компонентов самоуправления студентов в учебной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – № 2 (63). – С. 22–30; https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2023.2.022.