сотрудник
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 378.6 Специальные высшие учебные заведения
Введение. Нарушение сотрудниками органов внутренних дел служебной дисциплины и законности имеет разные причины, которые широко изучены в научной литературе. При этом вопрос данного вида девиации среди курсантов и слушателей образовательных организаций представлен недостаточно. В статье рассматриваются причины нарушений служебной дисциплины обучающимися образовательных организаций МВД России во взаимосвязи с уровнем их самооценки. Авторами исследуются взаимосвязь самооценки с адаптацией к особенностям учебно-служебной деятельности обучающихся. Исходя из опыта работы Санкт-Петербургского университета МВД России, предлагаются пути и условия формирования адекватной самооценки обучающихся. Целью исследования является определение наличия взаимосвязи между уровнем самооценки обучающихся с нарушением ими служебной дисциплины и законности и адаптацией к служебной деятельности. Методы. Методологическую основу исследования составили научные идеи о формировании личности обучающихся в образовательных организациях МВД России основанные на личностно-деятельном подходе и формировании единого образовательного пространства. При проведении исследования использовались общенаучные методы, такие как: анализ научной литературы, анализ нормативных правовых актов, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение теории и практики вопросов нарушения сотрудниками служебной дисциплины и законности, моделирование. Результаты работы и их новизна состоят в том, что авторами на основе сопоставления связи самооценки и нарушений служебной дисциплины обучающимися Санкт-Петербургского университета МВД России предложены конкретные методы по профилактике данного вида девиации среди курсантов и слушателей. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования предложенных форм и методов профилактики нарушений служебной дисциплины и законности в работе с обучающимися образовательных организаций МВД России.
служебная дисциплина, образовательные организации МВД России, самооценка, адаптация, психолого-педагогическое внимание, психологическое сопровождение
1. Аксенова, П. Ю. (2011). Адаптация курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: структура, этапы, динамика. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 10 (102), 123-127.
2. Архипова, А. А. (2016). Особенности развития самооценки личности. Вестник магистратуры, 1-1 (52), 100-102.
3. Дашко, М. Н., Виноградов, М. В. (2015). Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: новый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения МВД. Психопедагогика в правоохранительных органах, 3 (62), 101-106.
4. Душкин, А. С., Щелкушкина, Е. А. (2015). Психолого-правовой анализ причин, условий и факторов нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции. Прикладная юридическая психология, 1, 89-99.
5. Елагина, В. С., Рогожин, В. М. (2020). Педагогические условия адаптации курсантов к обучению в военном вузе. Современные проблемы науки и образования, 2. https://doi.org/10.17513/spno.29555
6. Ефимов, А. А., Евдошенко, В. В., Шумакова Е. В. (2020). Девиации среди сотрудников полиции как важнейшая причина ухудшения их имиджа. Мир науки, культуры, образования, 1 (80), 233-235.
7. Журавлева, А. К. (2023). Взаимосвязь локус контроля и самоотношения сотрудников ОВД. Психология и педагогика служебной деятельности, 1, 27-32. https://doi.org/10.24412/2658- 638X-2023-1-27-32
8. Зудаева, В. В. (2023). Педагогические условия становления профессионально важных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел. Вестник педагогических инноваций, 2 (70), 99-112. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.10
9. Ивашко, Н. Н. (2019). Педагогические условия успешной адаптации курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России. Теория и практика социогуманитарных наук, 2 (6), 25-32.
10. Кашапова, Г. И. (2012). Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития. Казанский педагогический журнал, 1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen-i-urovni-ee-razvitiya/viewer
11. Кондратьев, С. Д. (2020). Реализация основных модулей педагогической модели профилактики девиантного поведения курсантов в учебно-образовательном и воспитательном процессе ВУЗа МВД. Вестник экономической безопасности, 4, 297-301. https://doi.org/10.24411/2414- 3995-2020-10278
12. Малетин, С. В. (2014). Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза. Психопедагогика в правоохранительных органах, 4 (59), 31-34.
13. Никифоров, Г. С., Шингаев, С. М. (2013). Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 3, 15-24.
14. Рябова, М. Г., Отраднова, А. С. (2016). Индивидуально-психологические особенности курсантов в процессе адаптации к образовательной среде вуза МВД России. Педагогическое образование в России, 6, 206-210. URL: https://rucont.ru/efd/448038
15. Сошникова, И. А., Гейжан, Н. Ф. (2019). Интерактивные технологии воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях системы МВД России: монография. Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
16. Стригуненко, И. К. (2014). Особенности девиантного поведения курсантов и слушателей учебных заведений МВД России. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 12-1, 204-206.
17. Шелест, И. Р. (2009). Современное состояние организации свободного времени курсантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Вестник военного университета, 3 (19), 77-81.
18. Golesh, D., Baba Girei, Z. J., & Ibrahim, F. (2018). The Role of Logic in Research. International Journal of Scientific & Engineering Research, 10 (10), 894-904. URL: https://www.ijser.org/researchpaper/THE-ROLE-OF-LOGIC-IN-RESEARCH.pdf
19. Holland, J. L. (1968). Explorations of a theory of vocational choice: VI. A longitudinal study using a sample of typical college students. Journal of applied psychology, 52 (1 (2)).
20. Özen Kutanis, R., Mesci, M., & Övdür Z. (2011). The Effects of Locus of Control on Learning Performance: A Case of an Academic Organization. Journal of Economic and Social Studies, 1 (2), 113-136. URL: https://core.ac.uk/download/153447782.pdf
21. Super, D. E. (1957). Vocational development. New York: Harper and Row.