Россия
сотрудник с 01.01.2018 по настоящее время
Россия
Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. Статья ориентирована на выявление основных проблемных зон в структуре индивидуальных показателей и системы отношений подростков, сопровождающих криминализацию поведения, с целью дальнейшего повышения качества диагностики и коррекции их личностных особенностей. Методы исследования. В исследовании были изучены индивидуальные особенности 100 подростков, половина из которых имела явные признаки криминального поведения (учатся в специальных учреждениях закрытого типа или состоят на учете). В работе были проанализированы результаты семи методик, три из которых были адаптированы специально под цели исследования ненормативной выборки подростков. Это методики «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ), «Человек под дождем» (ЧП) и сочинение на тему «Моя жизнь», которые редко используются в массовых исследованиях. Результаты. По результатам работы делаются выводы об основных негативных и позитивных зонах развития подростков. К негативным зонам развития, выявленным с помощью адаптированных нами методик исследования, можно отнести выраженный конфликт между бессознательным и осознаваемым компонентом в области семейных отношений, ярко выраженные формы внешней мотивации, отсутствие ориентации на собственные потребности (низкий уровень выраженности), неумение оценивать свои внутренние ресурсы и возможности, отсутствие выраженного отношения к сложным социальным ценностям, снижение ориентации на отца. К перспективным аспектам развития подростком можно отнести признание ценности интересов, ориентацию на социальную желательность, внешнее декларирование «правильных» ценностей, мотивацию по внешним признакам.
личность, подростки, криминальное поведение, ценностно-мотивационный потенциал, система отношений, методы исследования криминального поведения
1. Арбузова, Е. Н., Бурлаков, В. Н., Любавина, М. А., Плоткина, Л. Н., Панов, А. М., Щурова, А. С., Бурлакова, В. Н. (ред.) (2020). Наркотики и молодежь: стратегии противодействия: монография. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс.
2. Арбузова, Е. Н., Горбатов, С. В. (2020). Некоторые проблемы развития личности в современной молодежной среде. В Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2020): материалы международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 23 апреля 2020, стр. 39-43). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
3. Богданович, Н. В., Делибалт, В. В. (2020). Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях. Психология и право, 10 (2), 1-14. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100201
4. Дронова, Т. А., Корнеева, Я. А. (2021). Особенности социализированности несовершеннолетних из неблагополучных семей. Психология и право, 11 (3), 2-14. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110301
5. Вилкова, А. В. (2018). Причины, условия, предпосылки, факторы возникновения и развития девиантного поведения несовершеннолетних. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2, 28-30.
6. Гарнаева, Г. И., Шишова, Е. О. (2023). Особенности психологических защит и копинг-стратегий несовершеннолетних правонарушителей. Психология и право, 13 (1), 107-118. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130108
7. Гончарова, С. В., Бушуев, И. В., Галда, М. В. (2018). Психолого-педагогические аспекты взаимодействия сотруд- ников подразделений по делам несовершеннолетних с подучетным элементом. В А. С. Душкин, Е. М. Марченко (сост.), Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика: материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 18 октября 2018 г., стр. 70-74). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
8. Кириллова, Е. Б. (2017). Возрастные различия черт личности подростков с девиантным поведением. Пенитенциарная наука, 1 (37), 76-81.
9. Лебедева, Л. Д., Никонорова, Ю. В., Тараканова, Н. А. (2013). Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. Санкт-Петербург: Речь.
10. Корнилова, Т. В., Смирнов, С. Д., Григоренко, Е. Л. (2001). Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения. Вопросы психологии, 1, 107-122.
11. Наследов, А. Д. (2013). IBM SPSS Statistics и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. Санкт- Петербург: Питер.
12. Сапега, Д. В., Богданович, Н. В. (2023). Особенности самоорганизации подростков, склонных к девиантному поведению. Психология и право, 13 (1), 135-151. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130110
13. Славова, Н. А., Чвякин, В. А. (2019). Морально-нравственное развитие в структуре культурно-правовой организации личности подростков с опасными социальными девиациями. Психология и право, 9 (2), 264-275. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090218
14. Собчик, Л. Н. (2017). Криминальные наклонности и психодиагностика. Психология и право, 7 (1), 131-143. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070111
15. Сухов, А. Н. (2022). Социально-психологический анализ преступности. Человек: преступление и наказание, 30 (4), 633-640.
16. Шульга, Т. И., Дворянчиков, Н. В. (2020). Представления подростков о девиантном поведении. Психология и право, 10 (3), 174-188. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100312
17. Downes, D. M., & Rock, P. E. (2007). Understanding Deviance: A Guide to the Sociology of Crime and Rule-breaking (5th ed.). Oxford, New York: Oxford University Press.
18. Cohen, A. (2016). Kriminelle Subkulturen. In D. Klimke & A. Legnaro (eds.), Kriminologische Grundlagentexte (pp. 269-280). Springer VS, Wiesbaden. https://doi.org/10.1007/978-3-658-06504-1_16
19. Christian, R. E, Frick, P. J., Hill, N. L., Tyler L., & Frazer D. R. (1997). Psychopathy and Conduct Problems in Children: II. Implications for Subtyping Children with Conduct Problems. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 36 (2), 233-241. https://doi.org/10.1097/00004583-199702000-00014
20. Prideaux, S. J. (2010). The welfare politics of Charles Murray are alive and well in the UK. International Journal of Social Welfare, 19 (3), 293-302. https://doi.org/10.1111/j.1468-2397.2009.00660.x
21. Steinberg, A., Brook, J., & Remtulla, T. (2003). Youth Hate Crimes: Identification, Prevention, and Intervention. American Journal of Psychiatry, 160 (5), 979-989. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.160.5.979
22. Stattin, H., Magnusson, D. (1989). The role of early aggressive behavior in the frequency, seriousness, and types of later crime. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 57 (6), 710-718. https://doi.org/10.1037/0022-006X.57.6.710