Планирование и содержание воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Актуальность темы исследования определена изменениями в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившими общие требования к организации воспитания обучающихся. В соответствии с данными изменениями возникла необходимость проведения работы по созданию и утверждению типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы в образовательных организациях системы МВД России. Методы исследования. Автором был использован комплекс общенаучных методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция). Результаты исследования. Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих воспитательную работу в образовательных организациях высшего образования. На основе данного анализа и с учетом направленности воспитательной работы в системе МВД России предложена примерная структура и содержание типовой рабочей программы воспитания и типового календарного плана воспитательной работы, изложены правовые, организационные, методологические и методические основы для их разработки. Предложенные методические указания по планированию воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России рекомендуется использовать субъектам образовательного процесса. В статье представлен детализированный перечень мероприятий воспитательной направленности. Выделены модули: патриотическое воспитание, профессиональное воспитание, правовое воспитание, нравственно-этическое воспитание, эстетическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, научно-образовательное воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание. Выделение названных выше модулей обосновано логикой построения воспитательной работы и необходимостью создания воспитательной среды в образовательных организациях системы МВД России, а также требованиями законодательства в сфере образования и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова:
воспитание, воспитательная работа, типовая рабочая программа, типовой календарный план, образовательные организации, МВД России
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Антропологический поворот: восхождение к сложности // Человек как открытая целостность: монография - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Академиздат», 2022. - С. 33-53. - DOIhttps://doi.org/10.24412/cl-36976-2022-1-33-53.

2. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Развитие личности. - 2008. - № 4. - С. 186-197.

3. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. - 2012. - № 7. - С. 3-13.

4. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Мелкая Л. А., Тихомирова М. А. Критерии оценки эффективности смешанных образовательных технологий, применяемых в вузе // Интеграция образования. - 2023. - Т. 27. - № 1(110). - С. 64-81. - DOIhttps://doi.org/10.15507/1991-9468.110.027.202301.064-081.

5. Выготский Л. С. Психология. - Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1005 с.

6. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступени [Электронный ресурс] // Вопросы психологии: сайт. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/971/971003.htm (дата обращения: 20.09.2023).

7. Илакавичус М. Р., Бородавко Л. Т. Гуманитарно-антропологические основы профессионального воспитания новых поколений в образовательных организациях МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2023. - № 1 (99). - С. 176-182.

8. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - Москва: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 232-234.

9. Казакевич В. М. Информационно-технологическое моделирование процесса обучения для позиционирования мониторинга системы образования. - Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. - 115 с.

10. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - Москва: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 с.

11. Масленникова В. Ш., Боговарова В. А. Моделирование профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе как одно из направлений реализации социального партнёрства // Глобальная экономика и образование. - 2021. - Т. 1. - № 1. - С. 79-85.

12. Сластенин В. А., Подымова Л. С., Подымов Н. А. [и др.]. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. - 290 с.

13. Реан А. А., Коновалов И. А., Ставцев А. А. Педагог как субъект воспитания: возможности и риски / Психологические и педагогические проблемы образования в условиях цифровой трансформации и социальных вызовов : сборник статей; под редакцией Н. В. Бордовской, С. Т. Посоховой. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. - С. 80-92.

14. Арапова П. И., Борисова М. М., Воропаев М. В. [и др.]. Рекомендации по разработке комплекса мер по преодолению дефицитов в функционировании (поддержке) институтов воспитания и социализации подрастающего поколения в современном мегаполисе. - Москва: Известия института педагогики и психологии образования, 2022. - 128 с.

15. Cергеев С. Ф., Якунин В. А. Психологическая безопасность в образовательной среде // Народное образование. - 2012. - № 6 (1419). - С. 163-169.

16. Сквирский В. Я. О разработке и оценке педагогических концепций // Советская педагогика. - 1988. - № 12. - С. 53-58.

17. Ульянова И. В., Ерофеева М. А. Моделирование воспитательной системы вуза // Воспитание личности в процессе профессиональной социально-педагогической подготовки студентов : коллективная монография / под ред. М. П. Гурьяновой. - Москва: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2019. - С. 140-148.

18. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - Москва: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.

19. Фишман Л. И., Иванов М. Ю. Содержательные аспекты разработки стратегий и проектов муниципальных органов управления образованием // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 258-265.

Войти или Создать
* Забыли пароль?