Ведущие профессиональные компетенции преподавателей образовательных организаций МВД России с различным стажем педагогической деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Статья содержит теоретические и эмпирические данные изучения профессиональных компетенций опытных и начинающих преподавателей образовательных организаций МВД России. Актуальность научной проблемы заключается в потребности обоснования системы ведущих профессиональных компетенций преподавателя высшей школы. Новизна исследования заключается в изучении ведущих профессиональных компетенций преподавателей образовательных организаций МВД России как системы, раскрывающей содержание его профессиональной деятельности с учетом трансформации целей образования, требующих навыков грамотного взаимодействия в информационном и поликультурном пространстве; повышения значимости воспитательной функции преподавателя; необходимости приобретения опыта педагогической деятельности сотрудниками, принятыми в образовательные организации на должности преподавателей из территориальных подразделений органов внутренних дел. В статье представлены ведущие профессиональные компетенции: самоорганизационная, информационная, интерактивная и поликультурная, как наиболее существенные в современных реалиях, которые формируются в контексте профессиональной педагогической культуры и обусловливают профессиональную успешность преподавателя высшей школы. Цель исследования: выявить выраженность и характер взаимосвязи самоорганизационной, информационной, интерактивной и поликультурной компетенций с учетом стажа педагогической деятельности. Методы. В исследовании приняли участие 117 преподавателей образовательных организаций МВД России от 23 до 52 лет, из них 62 начинающих преподавателя со стажем до одного года и 55 опытных преподавателей со стажем педагогической деятельности от 6 до 25 лет. Были применены методики, направленные на исследование ведущих профессиональных компетенций: «Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы» (С. А. Павлова, Н. А. Деева); «Индекс технологической готовности (TRI)» А. Парасураман, К. Колби (адаптация Ю. В. Хлоповских); «Интегративный опросник межкультурной компетентности» (О. Е. Хухлаев, В. В. Гриценко, А. В. Макарчук, О. С. Павлова, Н. В. Ткаченко, Ш. А. Усубян, В. А. Шорохова); «Диагностика стилей педагогического общения» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) (А. Д. Ишков). Сбор данных происходил посредством опроса с использованием электронных форм, рассылки электронных писем и очного анкетирования. Результаты. Результаты подтвердили предположение о том, что выраженность и характер взаимосвязи ведущих профессиональных компетенций современного преподавателя связаны со стажем педагогической деятельности: обнаружено большее количество связей между компетенциями в группе опытных преподавателей по сравнению с группой начинающих; наличие значимых корреляций с характеристиками личности у опытных преподавателей; наибольшая структурированность классификационных признаков исследуемых профессиональных компетенций с дифференциацией по полу, возрасту и стажу в группе опытных преподавателей.

Ключевые слова:
профессиональные компетенции, самоорганизационная компетенция, информационная компетенция, интерактивная компетенция, поликультурная компетенция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Безручко П., Шатров Ю., Максимова М. Компетенции неясного будущего [Электронный ресурс] // Harvard Business Review Россия: сайт. – URL: Режим доступа: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p2613 (дата обращения 07.05.2023).

2. Ермаков Д. С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. – 2011. – № 1. – С. 4–8.

3. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. – 2021. – № 1. – С. 202–230.

4. Ионова О. Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования // Дополнительное профессиональное образование. – 2006. – № 4 (28). – С. 84–85.

5. Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс. – 1994. – № 11. – С. 59–63.

6. Павлова С. А., Деева Н. А. Ведущие профессиональные компетенции преподавателя высшей школы и их ключевые индикаторы // Гуманизация образования. – 2022. – № 1. – С. 58–70; doIhttps://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10216.

7. Резник С. Д., Вдовина О. А. Профессиональные компетенции преподавателя современного университета: механизмы управления формированием и развитием // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2017. – № 1. – С. 67–83.

8. Розов Н. Х. Преподаватель – профессия на все времена // Высшее образование в России. – 2014. – № 12. – С. 26–35.

9. Спивак В. А. Самоменеджмент как вид менеджмента — области исследования // Лидерство и менеджмент. – 2017. – Т. 4. – № 4. – С. 153–167; doi:https://doi.org/10.18334/lim.4.4.38351.

10. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. – URL: journal/2005/0910-ll.htm (дата обращения 07.05.2023).

11. Хлоповских Ю. Г., Веденеева Г. И., Сашенков С. А., Орлова Г. В. Потребностно-мотивационная сфера субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования // Перспективы науки и образования. – 2022. – Т. 2. – № 56. – С. 347–360.

12. Хухлаев О. Е., Гриценко В. В., Макарчук А. В., Павлова О. С., Ткаченко Н. В., Усубян Ш. А., Шорохова В. А. Разработка и адаптация методики «Интегративный опросник межкультурной компетентности» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 71–91; doi:https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-71-91.

13. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 1. – С. 72–77.

14. Parasuraman A., Colby C. L. An updated and streamlined technology readiness index: TRI 2.0. // Journal of service research. – 2014. – Vol. 18(1). – P. 59–74; doihttps://doi.org/10.1177/1094670514539730.

15. Wibowo T. S., Badi’ati A. Q., Annisa A. A., Wahab M. K., Jamaludin M. R., Rozikan M., Mufid A., Fahmi K., Purwanto A., Muhaini A. Effect of Hard Skills, Soft Skills, Organizational Learning and Innovation Capability on Islamic University Lecturers’ Performance // Systematic Reviews in Pharmacy. – 2020. – № 11 (7). – P. 556–569.

Войти или Создать
* Забыли пароль?