Деструктивные и самодеструктивные тенденции глубинно-психологической сферы городских и сельских юношей как отражение трудностей сепарации и социальной адаптации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность работы состоит в высокой социальной значимости исследований в области выявления механизмов формирования деструктивного поведения в юношеском возрасте. Изучение глубинно-психологической сферы личности позволяет выявить неосознаваемые тенденции, отражающие склонности к деструктивному поведению, а также прогнозировать риски подобных проявлений в поведении человека. Цель исследования: изучение и представление деструктивных и самодеструктивных тенденций в глубинно-психологической сфере юношей, проживающих в городской и сельской местности. Теоретические методы исследования: сравнительно-аналитический метод, а также индуктивный и дедуктивный методы.Эмпирические методы исследования: методы направленной беседы, наблюдения, а также психодиагностический метод (метод экспериментальной диагностики побуждений «Szondi-Test»). Статистическая обработка данных проводилась как ручным способом, так и при помощи программного пакета «Statistica». Анализ эмпирически полученных данных показывает, что глубинно-психологическая сфера и ее отдельные области отражают естественное для юношеского возраста протекание кризисного периода личностного и социального развития. Были выделены пять условных типов личности юношей: «нормально социализирующиеся», «агрессивные», «деструкторы и самодеструкторы», «пассивные и ведомые», «регрессивные и аддиктивные». При анализе глубинно-психологической сферы «Я» было установлено, что вероятность проявления деструктивных и самодеструктивных тенденций у сельской молодежи оказывается выше, чем у городской. С научной точки зрения проведенное исследование подтверждает и дополняет имеющиеся научные сведения о процессах и закономерностях развития личности в юношеском возрасте. Научную новизну исследования придают раскрытые и описанные глубинно-психологические процессы и особенности личностного и возрастного развития молодых людей.

Ключевые слова:
аддикции, девиации, деструкции, судьбоанализ, юношеский возраст
Список литературы

1. Азарова, Е. А. (2021). Психология и педагогика девиантного поведения: монография. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Кредо”. EDN ROUMLA.

2. Арпентьева, М. Р. (2017). Проблемы безопасности в Интернете: цифровая беспризорность как причина цифровой зависимости и цифровой преступности. Вестник Прикамского социального института, 3 (78), 99-110. EDN ZUEEZV.

3. Бояршинова, И. М. (2015). Проблемы реабилитации наркозависимой молодежи в условиях приграничного региона Оренбургской области. Научный альманах, 9 (11), 1360-1368. https://doi.org/10.17117/na.2015.09.1360

4. Дружилов, С. А. (2017). Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2, 45-63. https://doi.org/10.11621/vsp.2017.02.45

5. Егоров, А. Ю., Гречаный, С. В. (2019). Современные подходы к терапии и коррекции интернет-аддикции. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 119 (6), 152-159. https://doi.org/10.17116/jnevro2019119061152

6. Зверева, З. Ф., Мирошник, Е. В. (2019). Опыт оптимизации функционального состояния человека музыкальными средствами. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2 (54), 49-63. EDN UJKNSE.

7. Зонди, Л. (2017). Патология побуждений. Часть А. Диалектическое учение о побуждениях и диалектические методы тестового анализа; Часть Б. Элементы точной психиатрии побуждений (пер. с немецкого и редакция Владимира Джоса). Москва.

8. Каткова, А. С., Вачков, И. В. (2020). Психологические детерминанты возникновения внутриличностных противоречий студентов. Клиническая и специальная психология, 9 (2), 246-265. https://doi.org/10.17759/ cpse.2020090213.

9. Ковалева, Н. Л. (2020). Применение проективных тестов для выявления и коррекции агрессивного поведения подростков в условиях детского дома. Человек и образование, 2 (63), 66-71. https://doi.org/10.54884/ S181570410020781-4

10. Круглова, Е. А., Попель, Н. В. (2020). Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов. Системная психология и социология, 4 (36), 34-47. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2020.36.4.3

11. Мирошник, Е. В., Минкин, В. А. (2019). Полиэффекторный метод диагностики профиля побуждений и потребностей psycomfort для оценки эффективности индивидуального стиля деятельности сотрудников. Современная психофизиология. Технология виброизображения, 1 (2) 39-45. https://doi.org/10.25696/ELSYS.VC2.RU.5

12. Руденкин, Д. В., Воробьева, И. В., Кружкова, О. В., Кривощекова, М. С. (2018). Молодежный вандализм в среде мегаполиса: границы нормы и девиации. Образование и наука, 20 (2), 125-146. https://doi.org/10.17853/1994- 5639-2018-2-125-146

13. Печенкова, Е. А., Рогов, А. В., Самойленко, А. Б. (2020). Психологическая технология предупреждения деструктивных копинг-стратегий у руководителей органов внутренних дел Российской Федерации. Прикладная психология и педагогика, 5 (3), 39-53. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2020-96-110

14. Рахимкулова, А. С. (2020). Последствия рискованного поведения для физического и психического здоровья подростков. Девиантология, 4 (1(6)), 3-15. https://doi.org/10.32878/devi.20-4-01(6)-3-15

15. Розанова, А. А., Розанов, Ф. И. (2020). Теоретико-методологические основания применения экономического исследования мотивационной и поведенческой сферы в психологических теориях. Проблемы социально-экономического развития Сибири, 3 (41), 40-46. https://doi.org/10.18324/2224-1833-2020-3-40-46

16. Смирнов, А. В. (2010). Глубинно-психологические механизмы предрасположенности к аддиктивному поведению в структуре интегральной индивидуальности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 3. 214-223. EDN: NBPSVL.

17. Смирнов, А. В. (2014). Половые особенности проявлений “аддиктивного”, “пограничного” и “неаддиктивного” типов индивидуальности на глубинно-психологическом уровне интегральной индивидуальности. Европейский журнал социальных наук, 6-3 (45), 329-337. EDN TJLDJD.

18. Солдатова, Г. У., Шляпников, В. Н., Журина, М. А. (2015). Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн». Консультативная психология и психотерапия, 3 (87), 50-66. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230304

19. Труш, В. М., Гомонов, Н. Д. (2018). Криминогенная зараженность личности преступника с позиции судьбоанализа L. Szondi. Юридические исследования, 1, 1-30. EDN YOEFSI.

20. Фетискин, Н. П., Миронова, Т. И. (2017). Мозаичность личностной направленности в генезисе молодежных девиантных новообразований. Системная психология и социология, 4 (24), 28-41. EDN YLBXEM.

21. Хусаинова, С. В., Хакимзянов, Р. Н. (2019). Исследование психологических особенностей личности, склонной к девиантному поведению. Казанский педагогический журнал, 6 (137), 195-201. EDN XYBMVZ.

22. Bezliudnyi, O., Kravchenko, O., Maksymchuk, B., Mishchenko, M., & Maksymchuk, I. (2019). Psycho-correction of burnout syndrome in sports educators. Journal of Physical Education and Sport, 19 (3), 1585-1590. https://doi.org/10.7752/ jpes.2019.03230

23. Darius, S., Boeckelmann, I., Tymbota, M. O., Zavgorodnii, I. V., Zavgorodnia, N. I., & Kapustnik, W. A. (2017). Socio-psychological aspects of forming emotional burnout among high school teachers. New Armenian Medical Journal, 11. (2), 63-71. EDN XNXMQJ.

24. Curry, L. A., & Youngblade, L. M. (2006). Negative affect, risk perception, and adolescent risk behavior. Journal of Applied Developmental Psychology, 27 (5), 468-485. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2006.06.001

25. García, B. H., Vázquez, A. L., Moses, J. O., Cromer, K. D., Morrow, A. S., & Villodas, M. T. (2021). Risk for substance use among adolescents at-risk for childhood victimization: The moderating role of ADHD. Child Abuse and Neglect, 114, 104977. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2021.104977

26. Ghazal, P. (2019). Rising trend of substance abuse in Pakistan: a study of sociodemographic profiles of patients admitted to rehabilitation centres. Public Health, 167, 34-37. https://doi.org/10.1016/j.puhe.2018.10.020

27. Hussein, Z., Griffiths, M. D., & Baguley, T. (2012). Online gaming addiction: classification, prediction and associated risk factors. Addiction Research & Theory, 20 (5), 359-371. https://doi.org/10.3109/16066359.2011.640442

28. Menon, S. V., Thakur, H., Shorey, R. C., & Cohen, J. R. (2019). Predicting Adolescent Substance Use in a Child Welfare Sample: A Multi-Indicator Algorithm. Assessment, 28 (4). 1207-1218. https://doi.org/10.1177/107319111988096

29. Miller T. W., Bilyeu J., Veltkamp L. J., Clayton, R., Welsh, R., & Elzie, N. (2001). Intimacy in addicted couples: clinical issues and case studies. Journal of Couples Therapy, 10 (3-4), 51-62. https://doi.org/10.1300/J036v10n03_06

30. Minkin, V. A., & Nikolaenko, N. N. (2008). Application of Vibraimage Technology and System for Analysis of Motor Activity and Study of Functional State of the Human Body. Biomedical Engineering, 42 (4), 196-200. https://doi. org/10.1007/s10527-008-9045-9M

31. Moradi, P., Lavasani, F. F., & Dejman, M. (2019). Adolescent substance abuse and family environment: A qualitative study. International Journal of High Risk Behaviors and Addiction, 8 (2), e83781. https://doi.org/10.5812/ijhrba.83781

32. Morales, A. M., Jones, S. A., Kliamovich, D., Harman, G., & Nagel, B. J. (2020). Identifying Early Risk Factors for Addiction Later in Life: a Review of Prospective Longitudinal Studies. Current Addiction Reports, 7 (1), 89-98. https://doi.org/10.1007/s40429-019-00282-y

33. Tabachnikov, S., Osukhovskaya, O., Vasylyeva, G., Kharchenko, E., Salden, V., & Chepunna, A. (2020). Psychoemotional Synergy Registerof Non-chemical Addiction and Tobacco Smoking in Young People. Psychiatry, psychotherapy and clinical psychology, 11 (3), 578-582. https://doi.org/10.34883/PI.2020.11.3.014

34. Schneider, J. P., & Irons, R. R. (2001). Assessment and treatment of addictive sexual disorders: Relevance for chemical dependency relapse. Substance Use & Misuse, 36 (13), 1795-1820. https://doi.org/10.1081/ja-100108428

35. Sotoudeh, H. G., Nazari, M. A., & Mirhashemi, M. (2021). Social-cognitive educational protocol for parents with adolescents at risk of substance use: Impact on adolescents’ life skill. Iranian Journal of Psychiatry, 16 (3), 295-304. https://doi.org/10.18502/ijps.v16i3.6255


Войти или Создать
* Забыли пароль?