Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Проблема создания надёжной системы оценки сотрудников силовых структур, отбора кандидатов и формирования кадрового резерва постоянно находится в поле зрения исследователей и предполагает разработку и внедрение эффективных инструментов, позволяющих проводить как оценку профессиональной пригодности, так и прогнозирование результативности профессиональной деятельности сотрудников. Применительно к сотрудникам подразделений вневедомственной охраны Росгвардии таким инструментом в последнее время становятся должностные компетенции. Цель исследования – разработка технологии оценки должностных компетенций сотрудников вневедомственной охраны (ОВО) Росгвардии в контексте компетентностной модели. Объектом исследования выступили сотрудники строевых подразделений ОВО Росгвардии России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (271 чел.), в том числе 72 руководителя (командиры взводов и рот), 60 полицейских и 139 экспертов ОВО. Методы исследования. При разработке процедур оценки должностных компетенций применялись метод ассесмент-центра, метод оценки «360 градусов» П. Уорда, сравнительный, корреляционный, факторный, регрессионный анализ. Психодиагностический инструментарий исследования составил комплекс валидных, надёжных, взаимодополняющих методик: экспертное оценивание, стандартизированное интервью, краткий интеллектуальный отборочный тест КОТ (В. Н. Бузин, Э. Ф. Вандерлик); стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (Л. Н. Собчик), тест самоактуализации САT (Э. Шостром), методика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман), методика оценки уровня невротизации и психопатизации (И. Б. Ласко, Б. И. Тонконогий). Результаты. В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня развития должностных компетенций сотрудников ОВО. Авторы приходят к выводу, что на результативность служебной деятельности рядового сотрудника влияют компетенции «профессиональная мотивация» и «соблюдение официальной субординации», на результативность служебной деятельности руководителя подразделения – компетенции «профессиональная мотивация», «специальные знания», навыки общения, умение использовать синергию при решении рабочих задач.

Ключевые слова:
компетентностная модель, должностные компетенции, поведенческие маркеры, результативность, успешность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Пряхина М. В., Душкин А. С., Мартиросова Н. В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода : монография. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2012. - 136 с.

2. Толочек В. А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2019. - Т. 9. - № 2. - С. 123-137.

3. Ходова Е. А., Шингаев С. М. Компетентностный подход как методологическая основа оценки сотрудников строевых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2020) : сборник трудов международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2020. - С. 542-547.

4. Шаранов Ю. А., Устюжанин В. Н. Психология правоохранительной деятельности: системно-динамический подход : монография. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2018. - 175 с.

5. Киселев С. В. Модель формирования компетенции по боевому слаживанию у будущих офицеров // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В. И. Вернадского. - 2019. - № 3 (73). - С. 109-115.

6. Скрипкина М. А. Применение методологических подходов при разработке модели формирования графической компетенции курсантов военного вуза // Инженерный вестник Дона. - 2010. - № 4. - С. 115-123.

7. Ермолаев В. В. Компетентностная модель подготовки кадрового резерва органов внутренних дел // Педагогика и психология образования. - 2014. - № 3. - С. 16-21.

8. Иванов В. А. Компетентностная модель выпускника летного училища // Транспорт: наука, техника, управление: научный информационный сборник. - 2023. - № 1. - С. 29-32.

9. Меркинович В. В. Проблемы формирования компетентностной модели должностных лиц таможенных органов // Проблемы публичного и частного права : сборник студенческих научных работ II Международного студенческого форума 2022 (осенняя сессия). - Тверь : Тверской государственный университет, 2023. - Вып. 4. - С. 161-164.

10. Шинкаренко Ю. В., Шинкаренко А. В., Рахимбаева И. Э. Теоретические предпосылки конструирования модели формирования экстремальной компетентности будущих офицеров // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2021. - № 3. - С. 53-59.

11. Филиппов А. В., Олексюк В. В., Антонов А. М., Живаев Д. Д., Попхадзе Н. В., Ширшов А. Г. Методологические подходы формирования компетентности военно-профессиональных действий в экстремальных ситуациях будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Актуальные проблемы науки и техники : сборник трудов по материалам V Международного конкурса научно-исследовательских работ. - Уфа: Издательство Общество с ограниченной ответственностью Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021 - С. 70-74.

12. Поляков О. А. Моделирование процесса подготовки курсантов военных вузов Росгвардии к профессиональной коммуникации в полиэтническом пространстве Российской Федерации // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. - 2021. - № 4. - С. 52-58.

13. Усанин С. С. Структурно-функциональная модель развития готовности специалистов защиты информации к профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 4. - С. 130-139.

14. Нюфтин Е. В. Влияние средств индивидуального проектирования на формирование организационно-управленческих компетенций у курсантов военного института // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. - 2021. - № 2 (8). - С. 202-209.

15. Заскалькин Е. Б. Методические условия реализации инновационной модели электронных образовательных ресурсов в процессе повышения информационной компетентности курсантов военных институтов Росгвардии // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 2 (56). - С. 232-234.

Войти или Создать
* Забыли пароль?