Адаптационный потенциал сотрудников органов внутренних дел как ресурс при преодолении профессионального выгорания
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Феномен «профессионального выгорания» вызывает особый интерес в научных кругах. Несмотря на множество проведенных исследований природы его возникновения и динамики, отсутствует единство понимания способов профилактики и коррекции произошедших в результате деформации личности изменений ее психических и социально-психологических функций. В своих работах А. К. Маркова отмечает, что представители профессий типа «человек – человек», постоянно работающие с людьми, имеют опасность подвергаться профессиональной деформации в большей степени, чем сотрудники профессий «человек – техника», «человек – природа» [11, с. 308]. Разделяя позицию автора, отметим, что в условиях повышенной ответственности, напряженности и роста предъявляемых требований, не всегда соответствующих внутренним ресурсам, данный вопрос приобретает особое звучание. Разрушительное действие оказывается на протекание психических процессов и состояний личности, что влечет деструктивные изменения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Призвание полицейских – защита от преступных и иных противоправных посягательств в условиях профессионального выгорания, в частности, деперсонализации (халатного отношения к своим обязанностям и циничного отношения к гражданам), становится, фигурально выражаясь, «прозрачным». Именно поэтому важно своевременно определить лиц, наиболее склонных к профессиональному выгоранию, выявить признаки, свидетельствующие о его возникновении, сформировать инструментарий, способствующий активизации адаптационного потенциала и расширению туннельного мышления, вызванного стрессовыми обстоятельствами. Методы. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны: методика оценки адаптационных способностей «МОАС», разработанная на основе факторов теста Кеттелла. Она позволила оценить на основе анализа ответов респондентов выраженность таких их личностных характеристик, как «замкнутость – общительность», «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость», «робость – смелость», «доверчивость – подозрительность», «уверенность в себе – тревожность», «расслабленность – напряженность»; опросник выгорания К. Маслач (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), с помощью которого определена степень выраженности профессионального выгорания по трем шкалам: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений; статистический анализ данных (критерий корреляции Пирсона). Результаты. По итогам исследования были определены четыре группы респондентов с высоким, удовлетворительным, низким, неудовлетворительным уровнями адаптационных способностей. Выявлено, что большинство исследуемых (70,5 %) обладают недостаточным адаптационным потенциалом для совладания со стрессовыми ситуациями, рациональной оценки предъявляемых требований и личностных ресурсов. Кроме того, сотрудники с низким уровнем адаптационных способностей в большей степени подвержены профессиональному выгоранию, в частности деперсонализации.

Ключевые слова:
адаптационный потенциал, профессиональное выгорание, редукция, деперсонализация, эмоциональное истощение, самооценка, личностный потенциал
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Ito J. K., Brotheridge C. M. Resources, coping strategies, and emotional exhaustion: A conservation of resources perspective // Journal of Vocational Behavior. – 2003. – Vol. 63. – P. 490–509.

2. Leiter M. P., Maslach C. A mediation model of job burnout // Antoniou A. S. G. Cooper C. L. (Eds). Research companion to organizational health psychology. Cheltenham UK: Edward Elgar, 2005. – P. 544–564.

3. Maslach C., Leiter M. P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. – San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. – 186 p.

4. Варданян Ю. В., Воробьева О. М. Исследование эмоционального выгорания сотрудников полиции в контексте психологической безопасности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 203 – 213.

5. Григорьева М. В. Базовый побудительный механизм социальной активности личности // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 1. – С. 5–17.

6. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – Вып. 5 (133). – С. 189–195.

7. Кечил Д. И. Особенности профессиональной деформации психологов служебной деятельности ФСИН (результаты экспертного оценивания проблемы) // Человеческий капитал. – 2021. – № 10 (154). – С. 30–36.

8. Кулганов В. А., Шенберг Л. С., Короткова И. А. Исследования адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Ананьевские чтения – 2005: материалы науч.- практ. конф., 25–27 окт. 2005 г. / под ред. И. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2005. – С. 578–580.

9. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. – Москва: Смысл, 2002. Вып. 1. – С. 56–65.

10. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16–24.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. – Москва, Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. – 308 с.

12. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 90–101.

13. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности : монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 240 с.

14. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 85–95.

15. Юдчиц Ю. А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал прикладной психологии. – 2008. – № 2. – С. 17–22.

Войти или Создать
* Забыли пароль?