г. Москва и Московская область, Россия
с 01.10.2023 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.9 Психология
Аннотация: Введение. Статья посвящена раскрытию основных характеристик программы психологического тренинга по профилактике профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации с учётом результатов проведённого диссертационного исследования и данных экспериментального применения этого тренинга. Методы исследования. В процессе работы были использованы: обобщение результатов исследования особенностей профессионального выгорания психологов органов внутренних дел, формирующий эксперимент, включённое наблюдение и психологический анализ действий участников во время тренинга, тестирование, сравнительный анализ с помощью U-критерия Манна–Уитни и парного Т-критерия Вилкоксона. Обработка производилась с использованием статистического пакета StatSoftStatistica 8 MR-3. Результаты. Исследование показало, что применение психологического тренинга в экспериментальной группе психологов органов внутренних дел, проводившееся с октября по ноябрь 2022 года, способствовало следующим значимым изменениям: 1) снижению агрессивности, тревожности и ригидности; копингов, ориентированных на эмоции и избегание; реактивного образования как механизма психологической защиты; 2) повышению показателей нервно-психической устойчивости, рефлексии; копинга, ориентированного на решение задач, проекции и замещения как механизмов психологической защиты; карьерных ориентаций на развитие профессиональных способностей, приверженности целям и ценностям подразделения на протяжении продолжительного промежутка времени, гармоничного сочетания профессиональной деятельности и личной жизни; 3) повышению результативности психологической работы.
психологи ОВД, полисубъектность личности, профессиональное выгорание, профилактика профессионального выгорания, психологический тренинг, профессионально-личностное развитие
1. Бабинцева Л. Н. Развитие социально-психологической компетентности как ресурс профилактики «эмоционального выгорания» у педагогов // Педагогический ИМИДЖ. - 2017. - № 3 (36). - С. 118-125.
2. Ерзин А. И. О проактивном совладающем поведении // Психолог. - 2013. - № 1. - С. 89-100.
3. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.
4. Костина Л. Н., Сиворонова М. С. Модель профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2023. - № 1. - С. 42-46.
5. Кролевецкая Е. Н. Полисубъектность личности будущего педагога как психолого-педагогическое явление // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. - С. 162-165.
6. Никульченкова Е. В., Черник В. А., Вольвач В. Г. Негативное влияние на психологическое состояние человека информационного воздействия в условиях пандемии COVID-19 // Инновационное образование и экономика. - 2020. - № 24 (24). - С. 59-61.
7. Орлова О. М. Возможности рефлексивного тренинга в профилактике профессионального выгорания и повышения трудовой мотивации у учителей начальных классов // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - № 3 (35). - С. 242-249.
8. Поздняков В. М., Черкасова М. А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 1. - С. 22-31.
9. Старченкова Е. С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 2-1. - С. 198-205.
10. Старченкова Е. С. Ресурсы проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 51-61.
11. Тепанян С. А. Влияние пандемии COVID-19 на психологическое состояние населения // Научно-практические исследования. - 2020. - № 12-2 (35). - С. 63-70.
12. Фалунина Е. В. Психология полисубъектной личности и полисубъектный подход в образовании // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2019. - № 2 (59). - С. 15-16.
13. Чемеков В. П., Шашелева А. В. Профилактика выгорания медицинских и социальных работников: анализ эффектов проведения тренингов // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 1 (138). - С. 235-243.
14. Пряхина М. В., Душкин А. С., Гончарова Н. А., Шаранов Ю. А. Шахматов А. В. Эмоциональное выгорание сотрудников полиции: феноменология и профилактика // Прикладная психология и педагогика. - 2021. - Т. 6. - № 4. - С. 25-42.
15. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout // Annual Review of Psychology. - 2001. - Vol. 52. - P. 397-422.