Воронеж, Воронежская область, Россия
УДК 327.8 Оказание политического влияния на другие государства
ГРНТИ 15.00 ПСИХОЛОГИЯ
ОКСО 37.00.00 Психологические науки
Социально одобряемый вектор направления энергии молодого поколения – одна из важнейших задач, стоящих перед государством. Внимание к формированию мировоззрения молодых граждан предусматривает социально-психологический анализ многочисленных факторов, определяющих их отношение к себе, окружающим людям, обществу в целом. Своевременное распознание и предупреждение деструктивной трансформации естественных форм девиантного поведения, свойственных подростковому и юношескому возрасту, является условием личного и социального благополучия. Статья посвящена изучению социально-психологических и личностных маркеров экстремистской активности представителей околофутбольного движения. Решаются научно-исследовательские задачи, связанные с выявлением и системным анализом факторов-показателей, позволяющих охарактеризовать экстремизм как социально и юридико-психологическое явление; индивидуально-психологическим анализом личности экстремиста в контексте определенного вида его деятельности – околофутбольного движения; с определением отношения представителей молодого поколения к движению футбольных фанатов, их деятельности и мировоззрения; с выяснением оптимальных социально-психологических и организационно-правовых способов противодействия данному типу экстремистской активности. Представлены результаты социологического опроса, позволяющие определить уровень симпатии и антипатии молодежи к данному субкультурному явлению, а также предположить возможность переноса возрастной оппозиции подростков и юношей в криминальную сферу посредством эмоционального погружения в идеологию и деятельность околофутбольного движения.
девиация, экстремизм, социально-психологический портрет футбольного фаната, возрастная оппозиция, молодежная субкультура, социология детства, социальное сиротство, организационно-правовые методы противодействия экстремизму
1. Бримсон, Д. (2009). Бешеная армия. Облик футбольного насилия. Санкт-Петербург: Амфора.
2. Марущак, Н. В., Ениколопов, С. Н. (2010). Агрессия и мотивация футбольных болельщиков. В Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием (Москва, 14-16 октября 2010 г., стр. 27-28). Москва: Московский городской психолого-педагогический университет.
3. Ильин, Е. П. (2012). Психология спорта. Санкт-Петербург: Питер.
4. Кириленко, В. П., Алексеев, Г. В. (2018). Актуальные проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности. Всероссийский криминологический журнал, 12(4), 561-571. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2018.12(4). 561-571
5. Крутер, М. С. (2002). Методологические и прикладные проблемы изучения и предупреждения преступности молодежи: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва.
6. Кузнецов, М. В. (2014). Структура футбольного фанатского движения. Аналитика культурологии, 2(29), 144-148.
7. Маннанов, А. (2008). Я - фанат! Москва: Росмэн.
8. Медников, С. В. (2011). Личностные и ситуативные предпосылки агрессивного поведения футбольных болельщиков. Вестник СПбГУ. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика, (4). 152-163.
9. Мейтин, А. А. (2004). Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых футбольными болельщиками, и их предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону.
10. Никандров, В. В., Новочадов, В. В., Шапырина, Ю. С. (2000). Психология спортивного болельщика: больше чем игра! В А. А. Крылов (ред.), Ананьевские чтения - 2000: сборник тезисов научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 25-27 октября 2000 г.). Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета.
11. Сафонов, В. К. (2003). Агрессия в спорте: монография. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ.
12. Якуба, А. В. (2015). Криминализация субкультур футбольных фанатов в условиях развития интернет-коммуникации: дис. ... канд. социол. наук. Краснодар.
13. Parker, R. N., & Auerhahn, K. (1998). Alcohol, Drugs, and Violence. Annual Review of Sociology, 24(1), 291-311. https:// doi.org/10.1146/annurev.soc.24.1.291
14. Smith, P. (2014). World Football: From Consumption to Sponsorship. New York: Repucom Sports Marketing.
15. Sutton, W. A., McDonald, M. A., Milne, G. R., & Cimperman, J. (1997). Creating and fostering fan identification in professional sports. Sport marketing quarterly, 6(1), 15-22.
16. Van Hiel, A., Hautman, L., Cornelis, I., & De Clercq, B. (2007). Football hooliganism: Comparing self-awareness and social identity theory explanations. Journal of Community & Applied Social Psychology, 17(3), 169-186. https://doi.org/10.1002/casp.902