Казахстан
УДК 316.2 Школы и направления в социологии
Отказ матери от новорожденного ребенка и передача его под опеку государства («отказничество») — острая социальная проблема, являющаяся предметом научного интереса различных специалистов во всем мире. Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей снижения роста социального сиротства и повышения эффективности его профилактики. По мнению исследователей, отказ от материнства – это результат воздействия социальных обстоятельств, и для его профилактики необходимо принятие неотложных мер. В связи с этим становится актуальным анализ современной системы ранней профилактики социального сиротства, а также поиск путей ее развития. Данная статья посвящена исследованию причин социального сиротства и увеличения числа брошенных детей. Автор акцентирует внимание на влиянии личностных факторов на проблему отказа матери от ребенка. Изучение личностных факторов отказа от детей проводилось по двум направлениям: с учетом материнской депривации лиц, отказавшихся от детей, и особенностей их социализации в детстве. Основным фактором отказа от ребенка, на который ссылаются молодые женщины, являются объективные проблемы повседневной жизни: отсутствие жилья, работы, средств к существованию. Однако фактически за ними скрываются личностные проблемы социализационного и духовно-нравственного порядка, передающиеся из поколения в поколение.
социология детства, социальное сиротство, факторы отказа от детей, социализация в детстве, материнская депривация
1. Бейкер, К., Варги, А. Я. (ред.) (2005). Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. Москва: Когито-Центр.
2. Беккер, Г. (1998). Аутсайдеры. В Контексты современности: хрестоматия (стр. 61-65). Казань: АБАК.
3. Бурдье, П. (2007). Социальное пространство. Поля и практики. Москва: Алетейя.
4. Вебер, М. (1990). Основные социологические понятия. В Избранные произведения. Москва: Прогресс.
5. Гидденс, Э. (2005). Устроение общества. Очерк теории структурации. Москва: Академический проект.
6. Дементьева, И. Ф. (2008). Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. СОЦИС, (1), 40-49.
7. Доклад ЮНИСЕФ (2006). Положение детей в мире 2006. Le Fonds des Nations Unies pour l’enfance (UNICEF). https://www.unicef.org/
8. Дюркгейм, Э. (1996). О разделении общественного труда (перевод с французского А. Б. Гофмана). Москва: Канон.
9. Дюркгейм, Э. (1998). Самоубийство: социологический этюд (перевод с французского А. Н. Ильинского). Санкт- Петербург: Союз.
10. Казахстанская правда (2013). Так переплетаются судьбы. В Казахстанская правда от 08.06.2013 г. https://kazpravda.kz/?ysclid=lbm8bpuhm4336637706
11. Лемерт, Э. (1998). Социальная патология. В Контексты современности: хрестоматия (стр. 58-61). Казань: АБАК.
12. Махалля, вся правда об Узбекистане. В Казахстане снижается число отказов от детей. https://maxala.org/
13. Мертон, Р. К. (1992). Социальная структура и аномия. Социологические исследования. 3, 91-105.
14. Мертон, Р. К. (2003). Социальная структура и аномия. Социология. Хрестоматия. Москва: Гардарики.
15. Рыбинский, Е. М. (1997). Управление социальной защиты детства. Российский журнал социальной работы, 15, 25-31.
16. Щеглова, С. Н. (1999). Детство как социальный феномен: Концепция социального конструирования детства: дис. … д-ра социол. наук. Москва.
17. Ядов, В. А. (2003). Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. Москва: Академкнига.
18. Chamberlen, R. W. (1988). Beyond individual risk assessment. Washington.
19. Goffman, Е. (2000). Asylums. London: Penguin Books.
20. Nash, E. S. (1990). Aggressive behaviors in young mother. Pan African Medical Journal, 77(3), 147-151.
21. Newell, F. (1934). Psychodynamics of maternal rejection. American Journal of Orthopsychiatry, 4, 387-401.
22. Toffler, А. (1970). Futuгe Shock. New York: Random House.
23. Wasserman, S. (1967). The abused parent of the abused child. Children, 14 (Sept.- Oct.), 175-179.
24. Winter, S. (1987). The abandoned newborn. Harefuah, 112 (7), 360-362.