Методика изучения социально-психологического климата в коллективах обучающихся образовательных организаций МВД России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью исследования является разработка методики изучения социально-психологического климата в коллективах обучающихся образовательных организаций МВД России. Теоретическими основаниями методики выступили представления о том, что основными структурными элементами, из которых складывается социально-психологический климат в коллективах обучающихся, являются особенности организации учебно-профессиональной деятельности, бытовых, материальных и санитарно-гигиенических условий в учебном заведении; характер взаимоотношений между обучающимися и преподавателями, офицерами, друг с другом; эмоциональное и физическое самочувствие обучающихся; особенности организации внеучебной (научной, спортивной и творческой) деятельности; возможности для удовлетворения экзистенциальных потребностей (в самоактуализации, саморазвитии и т. д.). Эти факторы были положены в основу шкал разрабатываемой методики. Также методика содержит общую шкалу, которая отражает интегральный уровень социально-психологического климата в коллективе. Пункты методики представлены утверждениями и вопросами, на которые обследуемым предлагается ответить в дихотомической форме. Также предусмотрены открытые вопросы для получения дополнительной информации. Обработка полученных результатов сводится к подсчёту процентных долей опрошенных, удовлетворённых различными сторонами социально-психологического климата, представленных отдельными шкалами методики. На основании этих данных делается вывод об уровне социально-психологического климата в коллективе. Климат может быть удовлетворительным, неустойчивым либо неудовлетворительным. Методика характеризуется удовлетворительными значениями дискриминативности пунктов, надёжности по внутренней согласованности, валидности конструктной и критериальной. Стандартизирована процедура сбора и обработки полученных результатов.

Ключевые слова:
социально-психологический климат, обучающиеся, психодиагностическая методика, надёжность, валидность
Список литературы

1. Барсукова А. В., Задворная В. В. Сущность социально-психологического климата в организации и основы его формирования // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 10 (38). - С. 310-321.

2. Гурьев М. Е. Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-псиологического климата внутриколлективных отношений // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - № 21. - С. 86-94.

3. Априщенко Л. И., Безверхая Л. Ф. Аспекты формирования социально-психологического климата студенческой группы // Инновационное развитие. - 2019. - № 2 (29). - С. 92-93.

4. Кукулите Т. Г. Проблема социально-психологического климата в студенческой группе вуза // Учёные записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2021. - № 1 (73). - С. 56-61.

5. Заппаров И. И., Можаев Э. Л. Снижение уровня нейротизма как фактор формирования благоприятного социально-психологического климата в хоккейной команде 13-14 лет // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2016. - № 1 (5). - С. 304-306.

6. Моринова Т. П. Любительский хореографический коллектив: проблемы социально-психологического климата // Труды Санкт-Петербургского института культуры. - 2020. - Т. 221. - С. 53-58.

7. Синицин С. В. Особенности социально-психологического климата в коллективах сотрудников органов внутренних дел // Молодой ученый. - 2019. - № 25 (263). - С. 85-87.

8. Щеголева Т. В. Особенности социально-психологического климата в подразделениях с высоким уровнем нарушений служебной дисциплины // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - № 1 (68). - С. 45-50.

9. Зуева О. В., Зорин А. В. Стиль управления в органах внутренних дел как один из факторов формирования социально-психологического климата служебного коллектива // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - Т. 13. - № 4. - С. 138-145. doi:https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-138-145.

10. Попов Д. Г. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива // Юридическая психология. - 2009. - № 4. - С. 26-29.

11. Запевалова О. В., Бабурин В. В. Профилактика конфликтных ситуаций в служебном коллективе // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 2 (73). - С. 30-34. doi:https://doi.org/10.24411/1999-6241-2018-12005.

12. Михайлова Т. В., Трубников О. В. Управленческая деятельность руководителя территориального органа МВД России в предупреждении и разрешении профессиональных конфликтов // Прикладная психология и педагогика. - 2018. - Т. 3. - № 3. - С. 33-42. doi:https://doi.org/10.12737/article_5b1ef539 2f6574.07715728.

13. Зародина В. В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2017. - № 2. - С. 696-698.

14. Виноградов М. В., Ульянина О. А. Социально-психологические проблемы профессионального образования сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 8. - С. 326-334. doi:https://doi.org/10.24411/2073-0454-2020-10505.

15. Бубнов А. Л. Особенности социально-психологического климата в коллективах курсантов вуза системы МВД России // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. - 2020. - № 4. - С. 20-23.

16. Степанова Е. С., Распопин Е. В. Методика изучения социально-психологической обстановки в среде осуждённых // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 78-84.

17. Батурин Н. А., Мельникова Н. Н. Технология разработки психодиагностических методик : монография. - Челябинск: ЮУрГУ, 2012. - 135 с.

18. Фер Майкл Р., Бакарак Верн Р. Психометрика: Введение / пер. с англ. А. С. Науменко, А. Ю. Попова; под ред. Н. А. Батурина, Е. В. Эйдмана. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 445 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?