сотрудник
сотрудник
Россия
сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
В настоящей статье рассматривается проблема ранней диагностики употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде, а также изучения индивидуально-личностных характеристик лиц группы аддиктивного риска. На основании проведенного исследования авторами осуществлен факторный анализ личностных характеристик лиц группы аддиктивного риска на основе использования психодиагностического опросника ПДО «Наркориск» (Сыркин и др., 2016) совместно с подростковым вариантом 16-факторного опросника Кеттелла и модифицированным для подростков стандартизированным многофакторным методом исследования личности (СМИЛ Л. Собчик). Предполагается, что между рискометрическими профилями лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ, и их индивидуально-личностными характеристиками существуют корреляционные связи, учет которых позволяет персонифицировать профилактическую работу. Авторами отмечается, что факторный анализ полученных результатов позволяет выявить характерные признаки по изучаемым профилям личности. Таким образом, для абулистического профиля личности характерны: открытость, подчиненность, доверчивость, конформизм, пессимистичность и тревожность, а также неорганизованность и отсутствие индивидуальности. Гедонистический профиль личности скоррелирован с такими показателями, как открытость, эмоциональная устойчивость, смелость, напряженность, импульсивность, индивидуальность, оптимизм, непрактичность и неподчиненность. Асоциальный профиль личности характеризуется эмоциональной неустойчивостью, неподчиненностью, несдержанностью, жесткостью, прямолинейностью, тревожностью, напряженностью, низким самоконтролем, импульсивностью, ригидностью и социальной интровертностью. Для конформного профиля личности характерны подчиненность, доверчивость, практичность, тревожность, консерватизм, конформизм, самоконтроль, напряженность, невротический сверхконтроль, пессимистичность и ригидность. Когнитивно-деструктивный профиль личности представлен такими характеристиками, как сниженный интеллект, подчиненность, конформизм и ригидность. Полученные результаты позволяют практическим работникам в области психологии и педагогики зависимого поведения лучше понимать природу формирования рискометрического профиля подростков, склонных к употреблению психактивных веществ, оказывать им адресную профилактическую помощь, разрабатывать и корректировать содержание профилактических мероприятий, прогнозировать поведенческие стратегии, выстраивать индивидуальный профилактический маршрут с учетом их индивидуально-личностных характеристик.
аддиктивное поведение, группа аддиктивного риска, факторный анализ, личностные характеристики, персонификация профилактической работы
1. Белоусова, А. К., Николаева, А. Ю., Евсеева, О. Е. (2014). Когнитивная сфера наркотированной личности в юношеском возрасте. Прикладная юридическая психология, 2, 37-47.
2. Бубеев, Ю. А., Козлов, В. В., Никифоров, И. Ф. (2006). Интегративные психотехнологии в профилактике и коррекции зависимого поведения: монография. Фирма «Слово».
3. Вагнер, Э. Ф., Уолдрон, Х. Б. (2006). Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления: учебное пособие (пер. А.В. Александрова, В.М. Ялтонский). Академия.
4. Иутин, В. М., Сыркин, Л. Д., Фарух, А. А. (2004). Пути повышения эффективности диагностики и экспертизы злоупотреблений наркотическими средствами. Военно-медицинский журнал, 7(325), 44-48.
5. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. (2001). Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: «Олсиб».
6. Корчагина, Г. А., Фадеева, Е. В. (2015). Оценка эффективности программ профилактики потребления психоактивных веществ. Медицинская психология в России, 2(31).
7. Сирота, Н. А., Ялтонский, В. М. (2004). Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. Москва: ООО Центр полиграфических услуг «Радуга».
8. Сирота, Н. А., Зуйкова, А. А., Сафронов, А. И., Золоторева, Л. И., (2020). Применение методов субъективной семантики в решении задач профилактики употребления ПАВ лицами группы аддиктивного риска. Человеческий капитал, 9(141), 244-250. doi:https://doi.org/10.25629/HC.2020.09.22
9. Сыркин, Л. Д., Ляпин, А. С., Сафронов, А. И., Зуйкова, А. А., (2015). Методические подходы к проблеме мониторинга и раннего выявления рисков формирования зависимого поведения в молодежной среде. Вестник восстановительной медицины, 3(67).
10. Сыркин, Л. Д., Ляпин, А. С., Зуйкова, А. А., Сафронов, А. И. (2016). Использование методики «Психодиагно-стический опросник «Наркориск» в социально-психологическом тестировании в образовательных организациях. Научный интернет-журнал «Мир науки», 1(4).
11. Taşören, A. B. (2017). Drug Use and Self-Harming Behavior Among Incarcerated Men: Does Childhood Abuse, Anger, and Executive Function Make a Difference? Journal of Aggression, Maltreatment & Trauma, 26(9), 1006-1023. https://doi.org/10.1080/10926771.2017.1346028
12. Dong, B., & Krohn, M. D. (2020). Sent Home Versus Being Arrested: The Relative Influence of School and Police Intervention on Drug Use. Justice Quarterly, 37(6), 985-1011. https://doi.org/10.1080/07418825.2018.1561924
13. Kelly, B. C., Harris, E., & Vuolo, M. (2017). Psychosocial Influences of the Escalation of Deviance: The Case of Prescription Drug Sniffing. Deviant Behavior, 38(8), 941-956. https://doi.org/10.1080/01639625.2016.1229934
14. Evans, Caroline B. R., Stalker, K. C., & Brown, M. E. (2021). A systematic review of crime/violence and substance use prevention programs. Aggression and Violent Behavior, Volume 56, January-February 2021, 101513. https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101513
15. Kroner, D. G., Morrison, M. M., & Lowder, E. M. (2020). A Principled Approach to the Construction of Risk Assessment Categories: The Council of State Governments Justice Center Five-Level System. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 64(10-11), 1074-1090. https://doi.org/10.1177/0306624X19870374
16. Fernández-Montalvo, J, López-Goñi, J. J., & Arteaga, A. (2012). Violent Behaviors in Drug Addiction: Differential Profiles of Drug-Addicted Patients With and Without Violence Problems. Journal of Interpersonal Violence, 27(1), 142-157. https://doi.org/10.1177/0886260511416475
17. Gibbs, B. R., Lytle, R, & Wakefield, W. (2019). Outcome Effects on Recidivism Among Drug Court Participants. Criminal Justice and Behavior, 46(1), 115-135. https://doi.org/10.1177/0093854818800528
18. Cao, H., Liang, Y., Li, X., Zhu, L., Wu, L., Liu, H., Jiang, L., Zhou, N., & Zhang, J. (2021). Childhood Maltreatment and Affective Symptoms and Severity of Drug Addiction among Chinese Male Drug Users: Variable-Centered and Person-Centered Approaches. Journal of Aggression, Maltreatment & Trauma, 30(8), 1007-1027. https://doi.org/10.1080/10926771.2020.1796874
19. Erickson, J. H. (2021). “Wild in My Eyes”: An Analysis of Narratives and Narrative Identities among Diverse Drug Users. Deviant Behavior. https://doi.org/10.1080/01639625.2021.1990740
20. Phillippi, S. W., Thomas, C. L., & Lentini, K. (2021). Translation of National Juvenile Drug Treatment Court Guidelines into Statewide Standards and Practices: a Case Study. Am J Crim Just, 46, 483-495. https://doi.org/10.1007/s12103-020-09563-z