Россия
Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия
Россия
Введение. Переход человечества в новое тысячелетие сопряжен с появлением новых социальных проблем, связанных с проявлением асоциального поведения подрастающего поколения. В молодежной среде отчетливо отмечается рост преступности, что в свою очередь значительно осложняет криминогенную обстановку в обществе. Это проявляется и в росте числа подростков, употребляющих алкогольные напитки, наркотические вещества, которые провоцируют совершение преступных действий. Детей втягивают в преступный бизнес (продажа наркотиков и др.), подталкивают их к различного рода сексуальным извращениям и т. п. Поэтому в настоящее время особую значимость и актуальность для школьного, общественного и, конечно же, семейного воспитания приобретают знания, умения и навыки в области девиантологии тех специалистов, которые работают непосредственно с подростками. К этой категории, в частности, относятся педагоги и психологи, что предполагает формирование у них профессиональной компетенции, направленной на сдерживание роста асоциального поведения в молодежной среде. Цель исследования – выявление уровня сформированности у будущих педагогов и психологов представлений о природе отклоняющегося поведения подростков, исследования отношения студентов к девиантным людям, определение их социальной и профессиональной ответственности в сфере психолого-педагогической коррекции девиации. Методология, методы и методики. Методологию нашего исследования представляет субъектный подход к изучению личности, который рассматривает ее как бы изнутри, где она представляется носителем своеобразной картины мира, некоей системой индивидуальных значений и смыслов. Данный подход предполагает, что поведение личности повторяется в самых разнообразных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия и взаимосодействия объективных и субъективных факторов. Для достижения поставленной цели был использован метод опроса студентов средних курсов педагогических и психологических направлений подготовки. Общее число респондентов составило 144 человека в возрасте от 20 до 25 лет. При этом отбор студентов осуществлялся с учетом того, что респонденты должны иметь не только базовые знания, но и собственную позицию по вопросам реализации проблемы девиантного поведения. Результаты. По результатам проведенного исследования было установлено: 1) когнитивный компонент представляет собой адекватные представления студентов о девиантном поведении, его предикторах и возрастных характеристиках; 2) аффективный компонент имеет более дифференцированную и гетерогенную картину по сравнению с когнитивным компонентом; 3) конативный компонент свидетельствует, что школа является ключевым институтом социализации подрастающего поколения, однако она не в полной мере способна заниматься профилактикой и коррекцией девиантного поведения детей и подростков. Научная новизна. Полученные результаты актуализируют необходимость получения студентами педагогических и психологических направлений подготовки знаний в области девиантологии, расширяют представления о когнитивном, аффективном и конативном компонентах их учебно-профессиональной компетентности. Практическая значимость. Полученные результаты говорят о необходимости увеличения объема часов на изучение девиантного поведения в программах подготовки, отбора эффективных средств и методов усвоения знаний девиантологического контента, а также введения в образовательную практику психологических тренингов, позволяющих повышать стрессоустойчивость, формировать навыки саморегуляции и продуктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях.
девиантное поведение, психолого-педагогическая компетентность, компоненты компетентности (когнитивный, аффективный, конативный), цифровая девиантизация, студенты
1. Адамчук, Д. В., Дозорцева, Е. Г., Ениколопов, С. Н. и др. (2016). Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография, ред. А. А. Реан. Юнити-дана.
2. Андрюшина, О. В. (2006). Формирование специальной компетенции учителя в сфере профилактики асоциального поведения подростков: автореф. … канд. пед. наук. Самара.
3. Войскунский, А. Е. (2004). Актуальные проблемы зависимости от Интернета. Психологический журнал, 1, 90-100.
4. Войскунский, А. Е. (2009). Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Москва: Акрополь.
5. Волкова, Е. Н., Волкова, И. В., и Скитневская, Л. В. (2017). Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическое основание для исследований подросткового буллинга. Теоретическая и экспериментальная психология, 10(2). 6-17.
6. Волкова, Е. Н., Цветкова, Л. А., и Волкова, И. В. (2019). Методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга. Сибирский психологический журнал, 74, 88-99. doi:https://doi.org/10.17223/17267080/74/5
7. Егоров, А. Ю., Гречаный, С. В. (2019). Современные подходы к терапии и коррекции Интернет-аддикции. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 6, 152-159. https://doi.org/10.17116/jnevro2019119061152
8. Змановская, Е. В. (2021). Современная российская девиантология: история, методология, социальные вызовы и актуальные тенденции. Российский девиантологический журнал, 1(1), 12-23. doi:https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-1-12-23
9. Ильянкова, Е. И., Семакова, А. И. (2021). Оптимизация психологического благополучия несовершеннолетних с делинквентным поведением. Российский девиантологический журнал, 1(1), 84-98. doi:https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-1-84-98
10. Комлев, Ю. Ю. (2020a). От цифровизации и сетевизации к цифровой девиантизации в обществе рисков. Вестник экономики, права и социологии, 2, 154-159.
11. Комлев, Ю. Ю. (2020b). Цифровизация, сетевизация общества постмодерна и развитие цифровой криминологии и девиантологии. Вестник Казанского юридического института МВД России, 1 (39), 31-40. doi:https://doi.org/10.24420/KUI.2020.39.1.004
12. Реан, А. А. (2018). Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних. Национальный психологический журнал, 2(30), 3-12. doi:https://doi.org/10.11621/npj.2018.0201
13. Реан, А. А., Новикова, М. А. (2019). Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов. Мир психологии, 1(97), 165-177.
14. Реан, А. А., Коновалов, И. А. (2021). Оценка педагогами подростковой агрессивности: социально-перцептивные аспекты и готовность к вмешательству. Российский девиантологический журнал, 1(2), 276-295. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-2-276-295
15. Серебренникова, А. В. (2020). Криминологические проблемы цифрового мира (цифровая криминология). Всероссийский криминологический журнал, 3, 423-430. doi:https://doi.org/10.17150/2500-4255.2020.14(3).423-430
16. Фомиченко, А. С. (2013). Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы. Социальная психология и общество, 4(2), 81-93.
17. Фомиченко, А. С. (2019). Особенности влияния характера взаимодействия в системе «учитель-ученик» на процессы обучения и развития школьников (по материалам зарубежных публикаций). Современная зарубежная психология, 8(1), 76-83. doi:https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080108
18. Чиркина, Р. В., Делибалт, В. В., Дозорцева, Е. Г. и др. (2018). К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК. Психология и право, 8(1), 77-94. doi:https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080106
19. Coplan, R. J., Bullock, A., Archbell, K. A., & Bosacki, S. (2015). Preschool teachers’ attitudes, beliefs, and emotional reactions to young children’s peer group behaviors. Early childhood research quarterly, 30, 117-127. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2014.09.005
20. Hazler, R. J., Miller, D. L., Carney, J. V., & Green, S. (2001). Adult recognition of school bullying situations. Educational Research, 43(2), 133-146. https://doi.org/10.1080/00131880110051137
21. Goode, E. (2011). Deviant behavior. Upper Saddle River (9th Edition). New Jersey: Prentice Hall.
22. Nesdale, D. & Pickering, K. (2006). Teachers’ reactions to children’s aggression. Social Development, 15(1), 109-127. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2006.00332.x
23. Salimi, N., Karimi-Shahanjarin, A., Rezapur-Shahkolai, F., Hamzeh, B., Roshanaei, G., & Babamiri, M. (2021). Use of a Mixed-Methods Approach to Evaluate the Implementation of Violence and Bullying Prevention Programs in Schools. Education and Urban Society, 53(6), 607-628. https://doi.org/10.1177/0013124520972090
24. Smith, G. J. (2017). The Challenges of Doing Criminology in the big Data Era: Towards a Digital and Data-driven Approach. British Journal of Criminology, (2), 259-274. https://doi.org/10.1093/bjc/azw096
25. Varela, J. J., Sirlopú, D., Melipillán, R., Espelage, D., Green, J., & Guzmán, J. (2019). Exploring the influence school climate on the relationship between school violence and adolescent subjective well-being. Child Indicators Research, 12(6), 2095-2110. https://doi.org/10.1007/s12187-019-09631-9
26. Verseveld, M. D., Fekkes, M., Fukkink, R. G., & Oostdam, R. J. (2021). Teachers’ experiences with difficult bullying situations in the school: An explorative study. The Journal of Early