Проблема выбора методологии в исследованиях иноязычной подготовки в организациях высшего образования МВД России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье осуществлён анализ научных исследований, посвящённых теории и практике обучения иностранному языку в неязыковых вузах на предмет выявления методологических подходов, оцененных специалистами как эффективные, освещён аспект их комбинации при использовании. Объединяющим авторов концептуальным положением является признание иноязычной компетентности элементом профессиональной компетентности, объединяющей общие и специальные компетенции, нацеленные на решение профессиональных задач. Проведённый анализ позволил выявить в качестве основного методологического подхода компетентностный. Отдельную группу составляют подходы, ориентированные на осмысление иных культур. Однако в рамках концепции непрерывного опережающего образования взрослых обоснована необходимость организации освоения широкого спектра знаний, необходимых не только для выполнения профессиональных обязанностей, но и для обучения способам построения индивидуальной траектории непрерывного образования, включения в разноформатные информационные среды. В образовательных организациях МВД России задача иноязычной подготовки может рассматриваться как восполнение гуманитарной компоненты. В данном контексте особое внимание уделяется созданию условий для формирования личностного смысла освоения иностранного языка не только для профессиональной деятельности, но и как инструмента постижения полифонии многокультурного мира, инструмента ознакомления с разными точками зрения на этот мир, заключёнными в культуре и обычаях других народов, то есть как способа личностного развития.

Ключевые слова:
иноязычная подготовка, организации высшего образования МВД России, образование взрослых, методологические подходы, профессиональные компетенции, опережающее образование, сотрудник МВД
Список литературы

1. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. [ред.]. Университеты на перепутье: высшее образование в России : монография. - Москва: ИД ВШЭ, 2019. - 320 c.

2. Буробина С. В. Условия эффективности обучения иностранному языку в вузе // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 11-12. - С. 64-67.

3. Подобед В. И., Марон А. Е. [ред.]. Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : монография. - Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2009. - 403 с.

4. Ерзин А. И., Епанчинцева Г. А. Cамоэффективность, проактивность и жизнестойкость в обучении (влияние на академические интересы и достижения студентов) // Современное образование. - 2016. - № 2. - С. 65-83.

5. Горькая Ж. В., Горький А. С. Некоторые аспекты применения проактивной стратегии обучения в вузе / Образование в современном мире: стратегические инициативы : сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию Самарского исследовательского университета им С. П. Королева. - Самара: СНИУ, 2017. - С. 466-472.

6. Перминова Л. М. Методологический контур экспериментальной дидактики // Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 17-24.

7. Слободчикова Т. А. Особенности педагогической образовательной системы вузов МВД России // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - № 1 (155) [Электронный ресурс] // Сайт «Киберленинка». - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pedagogicheskoy-obrazovatelnoysistemy-vuzov-mvd-rossii (дата обращения: 06.04.2022)

8. Мирошникова С. С., Мирошников А. С. Образовательные риски в подготовке обучающихся в системе вузов МВД // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5 (128). - С. 37-42.

9. Сенько Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе. - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2011. - 367 с.

10. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - C. 11-17.

Войти или Создать
* Забыли пароль?