Россия
УДК 342 Государственное право. Конституционное право. Административное право
Количество иностранных граждан, которое может принять государство без негативных последствий для экономики в целом и рынка труда в частности, а также социально-политической обстановки, ограниченно и индивидуально для каждой страны. В этой связи законодательством государств, как правило, в дополнение к имеющимся условиям, устанавливаются квоты. Предназначение квоты - количественно ограничить приток иностранных граждан в страну исходя из ее социально-экономических потребностей и возможностей в данный период. Квота расходуется в порядке очередности без каких-либо дифференциаций и является ограничительным, а не селекционным механизмом обеспечения миграционной политики государства. Наиболее часто о селекционном подходе говорится в законодательстве, регулирующем трудовую и в первую очередь квалифицированную миграцию. Только в рамках данного подвида миграции можно говорить о неравенстве кандидатов, обусловленном разным уровнем их профессиональной компетентности и способности к адаптации в принимающей социальной среде. При квалифицированной трудовой миграции особо возрастает роль образования, опыта работы по профессии, умения свободно объясняться на государственном языке. Такая миграция является добровольной и преследует цель взаимного удовлетворения потребностей государства в укреплении экономики страны высокопрофессиональной рабочей силой и иностранного гражданина в лучших условиях реализации своего потенциала. Она формируется под влиянием законов рыночной экономики. Государство, обладающее «спросом», в целях наилучшего обеспечения собственных социально-экономических потребностей должно выстроить эффективную систему оценивания «предложения» со стороны иностранных граждан.
высококвалифицированная миграция, квалифицированная миграция, квота, долгосрочная миграция, селективность
1. Рыбаковский Л. Л. Практическая демография. - Москва: ЦСП, 2005 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Рыбаковского Л. Л. - URL: http://rybakovsky.ru/uchebnik3.html (дата обращения: 18.08.2021).
2. Глущенко Г. И., Вартанян А. А. Социально-экономические детерминанты трудовой миграции высококвалифицированных специалистов // Вопросы статистики. - 2018. - № 5. - С. 27 - 41.
3. Диденко Д. В. Человеческий капитал России в контексте социально-экономической модернизации // Россия и современный мир. - 2015. - № 4. - С. 174-187.
4. Зайончковская Ж. А., Ноздрина Н. Н. Миграционная подвижность населения России и её территориальная дифференциация (по результатам обследования в 10 городах) / Демографические перспективы России : материалы Межд. науч.-практ. конф. «Демографическое будущее России: проблемы и пути решения» (Москва, 19-21 сентября 2008 г.). - М.: Academia, 2008. - С. 397-402.
5. Зайончковская Ж. А. Новая миграционная политика России: впечатляющие результаты и новые проблемы / Миграция и социально-экономическое развитие стран региона Балтийского моря : материалы Межд. конф. (Светлогорск, 5-7 июня 2008 г.). - Калининград: Издат. РГУ им. И. Канта, 2008. - С. 12-24.
6. Ивахнюк И. В. Международная миграция как ресурс развития (замечания в связи с глобальной дискуссией) // Век глобализации. - 2011. - № 1. - С. 167-179.
7. Масленников В. В., Линников А. С., Масленников О. В. Оценка потерь российской экономики от миграции населения в другие страны // Финансы: теория и практика. - 2018. - № 2 (22). - С. 54-65.
8. Рязанцев С. В. Вклад трудовой миграции в экономику России: методы оценки и результаты // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2016. - № 2 (22). - С. 16-28.
9. Прудникова Т. А., Акимова С. А. Миграционные процессы в современной России // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 2. - С. 150-152.
10. Прудникова Т. А., Акимова С. А. Правовые модели административно-правового регулирования миграционных процессов // Вестник экономической безопасности. - 2016. - № 6. - С. 112-114.
11. Жеребцов А. Н. Миграционное право России: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 475 с. // URL: https://urait.ru/bcode/466778 (дата обращения: 23.11.2021)
12. Прудников А. С. Сравнительно-правовой анализ законодательства в сфере миграции в ряде зарубежных стран // Вестник Московского университета МВД Росси. - 2019. - № 3. - С. 45-48.
13. Хабриева Т. Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование : монография. - Москва: Ин-т законодательства и срав. правоведения при Правительстве РФ; Юриспруденция, 2019. - 400 c.
14. Демографическое развитие постсоветского пространства: сборник статей и аналитических материалов. - Москва: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018. - 368 с.
15. Павлюк А. В., Кабакова С. С. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. - 2017. - № 5. - С. 135-143.
16. Большова Н. Н. Высококвалифицированная миграция как ресурс конкурентоспособности государств // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - Т. 61. - № 8. - С. 67-77.
17. Лампадова С. С. О некоторых перспективах законодательного совершенствования института высококвалифицированной трудовой миграции / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : сборник статей по материалам научно-практической конференции. 27 марта 2020 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. - С. 73-77.
18. Денисенко М. Б., Фурса Е. В., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Миграционная политика в зарубежных странах и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа. - Москва: Институт экономики переходного периода, 2003. - 283 с.
19. Мкртчян Н., Флоринская Ю. Квалифицированная миграция в России: баланс потерь и приобретений // Экономическое развитие России. - 2018. - Т. 25. - № 2. - С. 60-63.
20. Кугушев, Р. Р. Оптимизация процессов регулирования трудовой миграции в экономике Российской Федерации. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 164 с.
21. Суюнчалиева О. Т. Балльные системы отбора квалифицированных мигрантов как правовой инструмент миграционной политики // Труды академии управления МВД России. - 2012. - № 2. - С. 123 - 125.