г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
с 01.01.2021 по настоящее время
Россия
УДК 30 Теория, методология и методы общественных наук в целом. Социография
Статья посвящена актуальной для современных гуманитарных наук проблеме соотношения количественных и качественных методов исследования применительно к педагогической области. Отталкиваясь от разведения «наук о природе» и «наук о культуре» В. Виндельбанда и Г. Риккерта, авторы призывают научное сообщество к осмыслению их разницы на современном этапе. На основании сравнительного анализа целей, объекта, предмета и гипотез исследования (прежде всего диссертационного) в психологии и педагогике выявляется специфика каждой научной дисциплины, которая опосредует специфические инструменты проверки достоверности и эффективности получаемых результатов. К наиболее дискуссионным вопросам отнесена тотальность применения в педагогическом исследовании методов математической статистики, которые в силу онтологии изучаемых феноменов в должной мере не охватывают наблюдаемых изменений, следовательно, не в состоянии описать их. Наибольшая неадекватность количественных методов проявляется при их использовании в сфере воспитания, образования взрослых, где на первое место выходят процессы рефлексии, смыслообразования, самоопределения, построения жизненного сценария в соответствии с собственными убеждениями, а факторы жизненного мира и перспектив не могут быть неучтёнными. Предлагается на этапе создания программы педагогического исследования особе внимание уделять определению онтологии изучаемого явления, сообразности ей избранной методологии, фиксировать соотношение «цель – средство её достижения – диагностика / мониторинг процесса – оценка результативности», что позволит ответить на вопрос о соотношении / адекватности количественных и качественных методов–доказательств её реализации. Кроме того, необходимо поддерживать институт диалоговых площадок научных сообществ, в рамках которых представители разных предметных областей приходили бы к консенсусу по указанному вопросу и удерживали его в научно-исследовательской и экспертной работе.
методы исследования в педагогике, статистические методы в педагогике, измерение результатов обучения, измерение результатов воспитания
1. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – Санкт-Петербург: Республика, 1998. – 413 с.
2. Виндельбанд В. История и естествознание // Прелюдии: Философские статьи и речи. – Москва: Гиперборея, 2007. – С. 333–352.
3. Розин В. М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. – Красноярск: КГУ, 1989. – 197 с.
4. Краевский В. В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр: Независимый научно-педагогический журнал. – 1991. – № 1. – C. 4–15.
5. Фокина З. Т. Науки о природе и науки о культуре: тенденция к интеграции, практическое значение // Вестник МГСУ. – 2017. –№ 3 (102). – С. 293–302.
6. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н. Л. Селивановой и П. В. Степанова. – Москва: Педагогический поиск, 2017. – 108 с.
7. Илакавичус М. Р. Взрослый в разновозрастном сообществе неформального образования: монография. – Санкт-Петербург: ИПОиОВ РАО, 2011. – 90 с.
8. Думчева А. Г. Диагностика условий и результатов духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном пространстве // Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание – главные ориентиры образования. – Санкт-Петербург: ПГУ, 2010. – С. 35–40.
9. Сериков В. В. Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В. В. Краевского // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 5 (32). – С. 15–27.
10. Скроцкий Ю. А. Становление личности и психические отклонения. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2009. – 352 с.