Психологические механизмы формирования и профилактика индивидуально-психологической дезадаптации личности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность (контекст) статьи. Дезадаптивное поведение личности, выступающее в качестве одного из предметов исследований девиантного поведения, с точки зрения социально-нормативного критерия противоречит задачам гармоничной адаптации человека, что затрудняет выполнение профессиональных функций, детерминирует производственные конфликты, дезорганизацию деятельности, кризисы и является актуальной проблемой психологического, социального и личностного характера. Исследование индивидуально-психологических механизмов и критериев дезадаптации позволяет определить психологические механизмы ее формирования и осуществлять профилактику негативных последствий дезадаптации при помощи многоуровневого интегрального анализа различных ее вариаций. Цель статьи состоит в установлении актуальных характеристик индивидуально-психологической дезадаптации, определении механизмов ее формирования как условия профилактики. Описание хода исследования. Конкретизированы современные риски дезадаптации личности, связанные с факторами виртуального пространства, изоляции индивида от условий реального взаимодействия, длительностью пандемии. Произведен анализ факторов, детерминирующих индивидуально-психологическую дезадаптацию, стабильность генезиса которых отмечается в подавляющем большинстве исследований. Уточняется понятие психологического механизма формирования девиантного поведения в целом и дезадаптации в различных специфических сферах деятельности человека. Выводы. Формирование индивидуально-психологической дезадаптации личности подчиняется действию универсальных механизмов разноуровневого порядка, которые практически не обсуждаются в актуальных эмпирических работах. Это открывает перспективы для дальнейших исследований не только факторов, но и совокупности частных и общих механизмов поведения, отклоняющегося от нормы, и его следствия – формирования дезадаптивных индивидуально-психологических свойств. В качестве механизма индивидуально-психологической дезадаптации выступает система многоуровневых интегральных связей, которые активизируются в соответствии с принципами системности, устойчивости и дифференциации. В реализации задач профилактики индивидуально-психологической дезадаптации необходимо обратиться к методологии исследования связей каузального и телеологического характера.

Ключевые слова:
девиантное поведение, дезадаптация, профилактика дезадаптации, психологические механизмы дезадаптации, индивидуально-психологическая дезадаптация, многоуровневый анализ, интегральная индивидуальность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. DeAngelo, G., Ferrell, P., McCannon, B. C. (2017). Sources of deviant behavior: Contrasting alternative explanations in the laboratory. Journal of Behavioral and Experimental Economics, 19(71), 31–44. DOI: 10.1016/j.socec.2017.07.003.

2. Freud, Z. (1962). The neuro-psychoses of defence. In The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud. Die Abwehr-Neuropsychosen (1894) (Voll. III). London: Hogarth press and the Institute of Psychoanalysis.

3. Gangestad, S. W., Yeo, R. A. (1997). Behavioral genetic variation, adaptation and maladaptation: an evolutionary perspective. Trends in Cognitive Sciences, 1(3), 103–108. DOI: 10.1016/S1364-6613(97)89056-0

4. Meyer, T., Albrecht, J., Bornschein, G., Sachsse, U., Herrmann-Lingen C. (2016). Posttraumatic Stress Disorder (PTSD) Patients Exhibit a Blunted Parasympathetic Response to an Emotional Stressor. Applied Psychophysiology and Biofeedback, 41, 395–404. DOI: 10.1007/s10484-016-9341-1

5. Muhammad, L., Sarwar, A. (2021). When and why dehumanizing an organization leads to deviant behavior at work in the hospitality industry. International Journal of Hospitality Management, 99. 103044. DOI: 10.1016/j. ijhm.2021.103044

6. Olivera-La Rosa, A., Chuquichambi, E. G., Carmona-Cardona, C. A., Arango-Tobón, O. E., Amador, O., Rosselló, J., & Ingram, G. P. D. (2021). The “Joker” laugh: Social judgments towards affective deviants in a sample of young offenders with callous unemotional traits. Personality and Individual Differences, 183, 111148. DOI: 10.1016/j. paid.2021.111148

7. Plé. L., Demangeot, C. (2019). Social contagion of online and offline deviant behaviors and its value outcomes: The case of tourism ecosystems. Journal of Business Research, 117, 886–896. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.06.002

8. Sica, C., Latzman, R. D., Caudek, C., Cerea, S., Colpizzi, I., Caruso, M., Giulini, P., & Bottesi, G. (2021). Facing distress in Coronavirus era: The role of maladaptive personality traits and coping strategies. Personality and Individual Differences, 177, 110833. DOI: 10.1016/j.paid.2021.110833

9. Trinidad, J. E. (2021). Childhood adversity and deviant peers: Considering behavioral selection and cultural socialization pathways. Children and Youth Services, 121, 105844. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105844

10. Twenge, J. M., Catanese, K. R., & Baumeister, R. F. (2002). Social exclusion causes self-defeating behavior. Journal of Personality and Social Psychology. 83(3), 606−615. DOI: 10.1037/0022-3514.83.3.606

11. XuXin, F., Hsu, L. C. (2020). Anger or fear? Effects of discrete emotions on employee’s computer-related deviant behavior. Information & Management, 57(3), 103180. DOI: 10.1016/j.im.2019.103180

12. Беличева, С. А. (1995). Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. Вестник психосоциальной и коррекционо-реабилитационной работы, 1, 3–17.

13. Бурдюкова, Е. В., Пустовалов, Д. А., Оранская, А. Н., Перцов, С. С., Гуревич, К. Г. (2012). Механизмы дезадаптации учащихся московских общеобразовательных школ к физической нагрузке. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 153(4), 414–416.

14. Войскунский, А. Е. (2004). Актуальные проблемы зависимости от Интернета. Психологический журнал, 1, 90–100.

15. Выготский, Л. С. (1983). Проблемы развития психики. В А.М. Матюшкин (ред.), Собрание сочинений: в 6-ти т. (Т. 3.). Москва: Педагогика.

16. Дубинский, А. А., Ковалева, М. Е., Ионов, А. И. (2008). Индивидуально-типологические и индивидуально- психологические факторы социальной дезадаптации у лиц с доклиническим и клиническим уровнем психических расстройств. Современные научные исследования и разработки, 11, 253–256.

17. Змановская, Е. В. (2013). Структурно-динамическая концепция девиантного поведения. Вестник Томского государственного педагогического университета, 5(133), 189–195.

18. Клейберг, Ю. А. (2015). Девиантное поведение: cинтагма, онтология, эпистемология. Общество и право, 1(51), 262–269.

19. Ковалева, М. Е. (2018). Индивидуально-психологические и психофизиологические предикторы психической дезадаптации у лиц молодого возраста. Мир науки, 5(6).

20. Ковалева, М. Е. (2019). Особенности нервно-психической дезадаптации у специалистов различного профиля профессиональной деятельности. Психология и право, 3, 219–231. DOI: 10.17759/psylaw.2019090316

21. Краснова-Гольева, В. В., Холмогорова, А. Б. (2011). Социальная тревожность и студенческая дезадаптация. Психологическая наука и образование, 3(1), 140–150.

22. Леонтьев, В. Г. (2002). Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат.

23. Менделевич, В. Д. (2013). Особенности девиантного поведения в интернет-пространстве. Практическая медицина, 1(66), 143–146.

24. Мерлин, В. С. (1986). Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва: Педагогика.

25. Михайлов, И. А. (2013). Психологический механизм как методологический парадокс. Сибирский педагогический журнал, 6, 42–46.

26. Михайлов С. Г., Половинкин В. А., Дворжицкая М. А. (2017). Психическая дезадаптация как фактор, препятствующий развитию профессионального потенциала сотрудников органов внутренних дел. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2, 24–28.

27. Молодцова, Т. Д., Кобышева, Л. И., Шалова, С. Ю. (2017). Психологические механизмы социальной дезадаптации подростков-правонарушителей. Психопедагогика в правоохранительных органах, 4(71), 55–59.

28. Москова, М. В. (2007). Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов. Психологическая наука и образование, 12(5), 82–91.

29. Немов, Р. С. (2007). Психологический словарь. Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.

30. Орлова, Т. Г. (2014). Нарушение механизмов социально-психологической адаптации как маркер склонности к девиантному поведению студенческой молодёжи. Сибирский педагогический журнал, 6, 207–210.

31. Рубинштейн, С. Л. (2000). Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер.

32. Рыбников, В. Ю., Дубинский, А. А., Булыгина, В. Г. (2017). Индивидуально-психологические предикторы адаптации. Экология человека, 3, 3–9.

33. Шпак, Л. Л. (2011). Социальная дезадаптация: признаки, механизмы, уровни. Социологические исследования, 3, 50–55.