От Конституции РФ к приказу: особенности ведомственного нормотворчества в здравоохранении
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы исследования основывается на роли отдельных приказов Министерства здравоохранения в реализации права граждан на доступную и качественную медицинскую помощь путём предоставления пациентам возможности самим выбирать медицинскую организацию. Вопросы, возникающие в связи с несвоевременным оказанием медицинской помощи, вытекают из противоречий положений нормативных актов, занимающих разное место в иерархии отечественного законодательства. Постановка проблемы исследования обусловлена предметом анализа, который не только отражает существующее противоречие ведомственных приказов в системе здравоохранения, Конституции РФ и действующего федерального законодательства, но и позволяет разрешить вопросы их соотношения, на основе чего должна происходить серьёзная трансформация пока ещё не пациентоориентированной нормативной базы в сфере здравоохранения. Целью исследования является выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства, определяющего права граждан в сфере здравоохранения. На основе полученных результатов были сделаны выводы, согласно которым целесообразно скорректировать отдельные положения ведомственных нормативных актов с учётом прав пациентов, которыми они наделены Конституцией РФ и федеральными законами в сфере здравоохранения. Исходя из криминологического аспекта нарушения ведомственными приказами иерархии нормативных актов, можно говорить о появлении новой группы коррупционных рисков.

Ключевые слова:
Конституция РФ, закон, приказ, пациент, права пациента, доступность, качество медицинской помощи, выбор медицинской организации, федеральный медицинский центр
Список литературы

1. Горлачев Р. Ю. Иерархия нормативных правовых актов государственных органов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 8. - С. 39-43.

2. Кузакбирдиев С. С., Кузнецова М. А., Филина М. Н. Факторы, влияющие на иерархию норм права // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - № 3 (17). - С. 14-19.

3. Мустафина-Бредихина Д. М. Иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации: зачем врачу об этом знать? // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. - 2018. - № 2 (20). - С. 158-160.

4. Цомартова Ф. В. Правовые основы модернизации здравоохранения // Журнал российского права. - 2011. - № 2 (170). - С. 125-129.

5. Шишов М. А. Актуальные вопросы организации медицинской помощи в контексте новых поправок к Конституции Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 11. - С. 3-6.

6. Данилов Е. О. Медицинская деятельность как объект правового регулирования // Журнал российского права. - 2019. - № 6. - С. 126-136.

7. Федорова М. Ю. Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты // Закон. - 2020. - № 12. - С. 74-85.

8. Тимофеев И. В. О понятиях «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Медицинское знание и медицинская практика как предпосылка для нормативного регулирования отношений медицинской помощи // Медицинское право. - 2021. - № 1. - С. 3-14.

9. Сироткина М. И. Нормативно-правовое регулирование деятельности медицинских работников (иерархия законодательных актов, их многообразие и соотношение) // Практика педиатра. - 2020. - № 2. - С. 51-56.

10. Арзамасов Ю. Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России : монография. - Москва: Юрлитинформ, 2013. - 480 с.

11. Зайцева Г. Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 года // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учёт и налогообложение. - 2021. - № 3. - С. 8-15.

Войти или Создать
* Забыли пароль?