УДК 15 Психология
В конце ХХ – начале ХХI века теоретические представления о личности девиантного, делинквентного или правонарушающего подростка вышли на новый уровень. В юридическую психологию наряду с традиционными методами возрастной, дифференциальной, педагогической и социальной психологий проникли методы, модели и объяснительные схемы психологии стресса, психологии семьи, патопсихологии, психической травмы, наследственности, личностных деформаций, в контексте которых специалисты пытались создать универсальные, внутренне непротиворечивые теории подростковой преступности. Однако все известные попытки заканчивались появлением очередной более или менее реалистической частной теории или подхода, как правило, оставляющих без ответа вопросы о времени, смысле и бессмысленности, духовности и безнравственности общества, одиночестве и отчужденности человека. Предлагались и продолжают предлагаться простые объяснения причин преступности и эффективные мероприятия по борьбе с ней. Психологическая наука в настоящее время демонстрирует очевидную неспособность ответить, по крайней мере, на основные методологические вопросы развития личности подростка. Именно подросток 15 лет с криминальной направленностью поведения выступает наиболее сложным объектом познания. Внутренняя противоречивость, амбивалентность отношений, реакций и поведения подростка заставляют вновь обратить внимание на изучение его сознания и самосознания, эволюцию мышления, механизмов рефлексии, историю становления линии жизни. В данном контексте нами разрабатывается концепция «самосостояния» личности подростка, восходящая к идеям Л. С. Выготского, а также к многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных авторов.
«самосостояние», рефлексия, субъект, подросток, кризис, самосознание, экзистенциальный выбор
1. Boduszek, D., Debowska, A., Sharratt, K., McDermott, D., Sherretts, N., Willmott, D., … Hyland, P. (2021). Pathways between types of crime and criminal social identity: A network approach. Journal of Criminal Justice (72), 1017-1050.
2. Cihan, A., Tittle, C. R. (2019). Self-Control, Sanction Threats, Temptation, and Crime: Examining Contingencies of Self- Control in a Cross-National Context. Crime & Delinquenc (65(4)), 555-580.
3. Corkin, D., Wiesner, M., Reyna, R. S., Shukla, K. (2015). The Role of Deviant Lifestyles on Violent Victimization in Multiple Contexts. Deviant Behavior (36(5)), 405-428.
4. Crank, B. R. (2016). Accepting deviant identities: the impact of self-labeling on intentions to desist from crime. Journal of Crime and Justice (41(2)), 155-172.
5. Cromby, J., Brown, S. D., Gross, H., Locke, A., Patterson, A. E. (2010). Constructing Crime, Enacting Morality: Emotion, Crime and Anti-Social Behaviour in an Inner-City Community. British Journal of Criminology (50(5)), 873-895.
6. Dalzell, E. L., Cavanagh, C. (2021). Adolescents’ Perceptions of Physical Development Relative to Peers and Antisocial Behaviors. Journal of Developmental and Life-Course Criminology.
7. Giddens, T. (2013). Criminal Responsibility and the Living Self. Criminal Law and Philosophy (9(2)), 189-206.
8. Haymoz, S., Maxson, C., Killias, M. (2013). Street gang participation in Europe: A comparison of correlates. European Journal of Criminology (11(6)), 659-681.
9. Liu, F., Chui, H., Chung, M. C. (2020). The effect of parent-adolescent relationship quality on deviant peer affiliation: The mediating role of self-control and friendship quality. Journal of Social and Personal Relationships (37(10-11)), 2714-2736.
10. Miller, B., Morris, R. G. (2016). Virtual Peer Effects in Social Learning Theory. Crime & Delinquency (62(12)), 1543-1569.
11. Miller, O., Batastini, A. B., Standridge, R., Repke, A., Mohn, R. (2021). Actor perspective and moral reasoning: Do lev¬els of criminal thinking moderate this relationship among non-criminals? Journal of Forensic Sciences (66(3)), 992-1002.
12. Moore, K. E., Stuewig, J. B., Tangney, J. P. (2015). The Effect of Stigma on Criminal Offenders’ Functioning: A Longitudinal Mediational Model. Deviant Behavior (37(2)), 196-218.
13. Nofziger, S., Johnson, T. (2019). Revisiting the Concept of Stability in the General Theory of Crime. Crime & Delinquency 66(6-7), 739-769.
14. Rivera, L. M., Veysey, B. M. (2018). Implicit self-criminal cognition and its relation to criminal behavior. Law and Human Behavior (42(6)), 507-519.
15. Veysey, B. M., Rivera, L. M. (2017). Implicit Criminal Identity and Age: Implications for Criminal Persistence and Desistance. Criminal Justice and Behavior (44(10)), 1249-1261.
16. Асмолов, А. Г. (1996) Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва: Ин-т практ. психологии.
17. Бокачев, С. И. (2006) Духовность: личностный аспект в социальном контексте современности: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ставрополь.
18. Бочавер, А. Ж. (2016). Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории. Современная зарубежная психология (5(2)), 31-38.
19. Бугаец, А. (2009). Самосознание как системообразующий фактор формирования девиантного поведения подростков. Гуманизация образования (1), 120-124.
20. Василюк, Ф. Е. (1984). Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва: Изд-во МГУ.
21. Выготский, Л. С. (1982). Собр. соч. (Т. 4). Москва: Педагогика.
22. Выготский, Л. С. (1997). Культурно-историческая психология: проблемы теории и истории. (А. Брушлинского, Ред.) Москва.
23. Выготский, Л. С. (2000). Психология. Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс.
24. Долгинова, О. Б. (1996). Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург.
25. Журавлев, А. Л. (2011). Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. Москва: Ин-т психологии РАН.
26. Зинченко, В. П. (2011). Ценности в структуре сознания Вопросы философии (8), 85-97.
27. Знаков, В. (2004). Самопонимание субъекта как проблема психологии человеческого бытия. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Москва: Смысл.
28. Знаков, В. В. (2016). Психология понимания мира человека. Москва: Институт психологии РАН.
29. Камю, А. (1990). Творчество и свобода. Москва: Радуга.
30. Клочкова, А. В. (2004). Преступление и наказание: криминализация России как социально-политическое явление: материалы дискуссии. Москва: Альфа-М.
31. Костандов, Э. (2004). Психофизиология сознания и бессознательного. Санкт-Петербург: Питер.
32. Левинас, Э. (2006). Путь к Другому. Санкт-Петербург: СПбГУ.
33. Луков, В. (2012). Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы. Социологические исследования (1), 5-16.
34. Маклюэн, Г. M. (2003). Понимание Медиа: Внешние расширения человека. (В. Николаева, Перев.) Москва; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле».
35. Марцинковская, Т. Д. (2013). Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ. Психологические исследования, 6 (30).
36. Марцинковская, Т. Д., Аянян, А. Н. (2016). Психологические исследования. Социализация подростков в информационном пространстве, Москва, Россия.
37. Микляева, А. В. (2020). Самооценка готовности к взрослению у подростков в современных социокультурных условиях. Ананьевские чтения, 85-87.
38. Михайлов, А. П. (2015). Преступное поведение несовершеннолетних и молодежи: теория вопроса. Вестник АГУ 1 (156), 185-190.
39. Орлов, А. (2002). Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. Москва: Изд. корпорация «Логос».
40. Роджерс, Н. (1990). Творчество как усиление себя. Вопросы психологии, 164-168.
41. Смирнов, А. (2011). Процессы субъективации: теоретико-методологические аспекты. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России.
42. Тиллих, П. (1992). Мужество быть. Символ (28), 59-60.
43. Усман, А. И. (1987). Развитие проблемы обособления и отчуждения как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии : дис. ... канд. психол. наук. Москва.
44. Фельдштейн, Д. И. (Ред.) (1996). Хрестоматия по возрастной психологии: учебное. пособие для студентов. Москва: Институт. практической психологии.
45. Франк, С. Л. (2007). Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии. Москва: ACT: ACT МОСКВА ХРАНИТЕЛЬ.
46. Холодная, М. (2002). Психология интеллекта: Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер.
47. Цымбаленко, С. (2017). Взаимодействие поколений в новом социальном измерении. Мир психологии 1 (89), 63-69.
48. Шамионов, Р. М. (2012). Социализация личности в контексте события с Другими. Социальная психология и общество (4), 7-10.
49. Шапинская, Е. (2009). Образ Другого в текстах культуры: политика репрезентации (Российский институт культурологии). Гуманитарное знание: теория и методология (3), 51-56.
50. Шаранов, Ю. А. (2020). Самосознание субъекта: авторская рефлексия концептуальной модели. Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2020), 569-572. Санкт-Петербург: СПбУ МВД России.