с 01.01.2019 по 01.01.2020
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Санкт-Петербург, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.02.02 Правоохранительная деятельность
ОКСО 40.06.01 Юриспруденция
ОКСО 40.05.02 Правоохранительная деятельность
ОКСО 40.03.01 Юриспруденция
ББК 67 Право. Юридические науки
ТБК 7513 История государства и права
В статье авторы анализируют сущность пропаганды как средства осуществления идеологической функции государства. Отмечается, что пропаганда является механизмом распространения информации убеждающего воздействия в интерпретации и оценках представителей государственной власти. Определяется структура пропаганды: бенефициар пропаганды, субъекты пропаганды, содержание пропаганды, каналы осуществления пропаганды, адресат пропаганды, система обратной связи. Выделяются виды пропаганды: политическая, аксиологическая, образовательно-воспитательная, профилактическая. Авторы приходят к выводу, что основные направления и содержание пропаганды устанавливается в нормативных актах и принимаемых в соответствии с ними программах и организационных мероприятиях. Наряду с осуществлением пропаганды идеологическая функция реализуется посредством запрета или ограничения пропаганды либо иного распространения информации, создающей угрозу основам конституционного строя и иным образом направленной на дестабилизацию политической обстановки в государстве, а также запрета на пропаганду идей, которые могут нанести вред основам морали и нравственности. Важнейшее значение в осуществлении пропаганды имеют средства массовой информации. Государство широко использует этот ресурс на равных правах с другими субъектами для распространения государственно значимых идей, пользуется услугами различных коммуникационных агентств. Однако государство формирует законодательную базу деятельности СМИ, их права и ограничения, что всё-таки определяет особое положение государства в этом процессе.
идеология, идеи, убеждения, идеологическая функция государства, пропаганда, структура пропаганды, запрет пропаганды, средства массовой информации
1. Абрамян В. Р. Расширение проблемно-тематических ниш информационного сопровождения модернизации политической системы РФ // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 2 (43). - С. 165-170.
2. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / изд. 2-е, доп. - Москва: ООО ИД «Право и государство», 2005. - 544 с.
3. Бредихин А. Л. Формы и методы осуществления идеологической функции государства // ЮристъПравовед. - 2019. - № 4. - С. 147-151.
4. Евликова В. В. Государственные связи с общественностью: информационный, пропагандистский, управленческий подход // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2010. - № 1-1. - С. 92-97.
5. Порецкова А. А. Концептуализация теоретических подходов к изучению политической пропаганды // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2015. - Т. 8. - № 2. - С. 19-33
6. Соловьева Н. В., Панова А. А., Соловьёв Н. П. Осуществление стратегической государственной пропаганды посредством использования средств массовой информации (теоретический аспект) // Аграрное и земельное право. - 2018. - № 9. - С. 108-112.
7. Тимко С. А. Пропагандистская работа органов внутренних дел и ее функции // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2009. - № 3. - С. 27-32.
8. Тонгузаева Е. Н. Государственная пропаганда как элемент реализации информационной политики / Взаимодействие институтов власти и общества в сфере защиты прав человека : материалы VIII Международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников. - Саратов: Саратовский источник, 2015. - С. 198-200.
9. Трофимов Е. А. Государственная пропаганда в России в начале XXI в.: политологический очерк // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 21. - С. 169-171.
10. Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. - Москва: Юридическая литература, 1970. - 215 с.