ТЕСТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: ОТ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ К ПРОВЕРКЕ ПОНИМАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты авторских исследований в области оценки сформированности компетенций обучающихся образовательных организаций высшего образования с применением тестовых технологий. Проведённый в русле педагогической квалиметрии анализ позволяет сделать выводы о высоком дидактическом потенциале единичных тестовых заданий с упорядочиванием ответов. Изучение особенностей применения тестовых технологий при формировании фондов оценочных средств по реализуемым образовательным программам высшего образования выявило преимущество указанного инструмента, выразившееся в виде возможности дифференцировать оценки в зависимости от дидактических целей теста и глубины контроля учебных достижений. В статье научно обосновано, что применение единичных тестовых заданий с упорядочиванием ответов, в отличие от других видов тестов (например, с единичным выбором, множественным выбором, установлением соответствия, установлением последовательности), предоставляет разработчику существенно больше возможностей в формировании оценочной шкалы и одновременно обеспечивает его более интересными для анализа результатами контроля успеваемости обучающихся. Авторами статьи получены первичные аналитические данные, при помощи которых могут быть рассчитаны количественные характеристики, позволяющие в совокупности с соответствующими критериями оценить успешность решения теста. Методом анкетирования слушателей, проходивших обучение по программе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Инновационные образовательные технологии», получены оценки различных видов тестовых заданий, подтверждено, что разработка тестов на основе единичных тестовых заданий с упорядочиванием ответов требует от преподавателей не только глубоких познаний в своём предмете, но и творческих способностей и общего кругозора. Даны рекомендации по внедрению тестовых технологий в образовательной среде.

Ключевые слова:
образовательный процесс, качество образования, компетентностный подход, педагогическая квалиметрия, фонд оценочных средств, тестовое задание, надёжность теста.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Ким В. С. Тестирование учебных достижений : монография. - Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007. - 214 с.

2. Попова Е. Д. Методы обработки мнений экспертов при оценке качества объектов // Вестник МГУП имени Ивана Фёдорова. - 2015. - № 6. - С. 67-71.

3. Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений обучающихся // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - С. 66-81.

4. Булгаков О. М., Дедикова А. О. О применимости методологического аппарата теории надёжности к оценке качества тестов для проверки знаний // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2017. - № 4. - С. 214-221.

5. Баранова А. В., Ямпурин Н. П. Методы оценки надёжности информационных систем // Труды международного симпозиума «Надёжность и качество». - 2014. - Т. 1 - С. 13-15.

6. Острейковский В.А., Шевченко Е. Н., Микшина В. С. Количественная оценка риска в техногенной безопасности сложных динамических систем : монография / Итоги науки : избранные труды Международного симпозиума по фундаментальным и прикладным проблемам науки. - Москва: РАН, 2013. - Т. 1. - С. 12-31.

7. Булгаков О. М., Дедикова А. О. Математическая модель контроля безотказной работы теста для проверки знаний // Вестник Воронежского института МВД России. - 2018. - № 2. - С. 45-55.

8. Булгаков О. М. Совершенствование структуры компьютерных тестов / Новые информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста : межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 2. - Липецк: ЛГПИ, 1999. - С. 13-20.

9. Булгаков О. М., Ладыга А. И., Рябошапко О. Н. Интерпретация результатов контроля остаточных знаний с применением элементов корреляционного анализа и математической статистики // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2018. - № 2. - С. 33-37.

10. Кабанова Т. А., Новиков В. А. Перспективы развития тестовых технологий - инструмента оценки качества образования при переходе к федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». - 2009. - № 2. - С. 78-83.

Войти или Создать
* Забыли пароль?