сотрудник с 01.01.2018 по настоящее время
Россия
сотрудник с 01.01.2007 по настоящее время
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ОКСО 37.05.02 Психология служебной деятельности
ББК 88 Психология
ТБК 83 Психология
BISAC PSY031000 Social Psychology
Введение. В работе исследуется эмоциональная сфера обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции. При этом феномен самоизоляции рассматривается с точки зрения воздействия на субъекта как стресс-факторов, так и ситуации частичной, в том числе социальной, депривации. Именно комплексность подобного воздействия и обусловила актуальность исследования. Цель исследования. Изучение динамики изменения состояний и ресурсов совладающего поведения в процессе самоизоляции обучающихся Санкт-Петербургского университета МВД России. Методы исследования. В структуру методов исследования были включены тест Люшера, МЦВ Л. Н. Собчик, анкета текущего эмоционального состояния (СУПОС-8), методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (форма С), опросник «ИЖС» Р. Плутчика, Х. Келлермана, опросник (SACS) С. Хобфолла. Основные результаты исследования. В процессе исследования были выделены основные показатели в структуре эмоциональной сферы обучающихся как первичного показателя личностных изменений, определены основные качественные параметры данных изменений, которые включили в себя увеличение общей неудовлетворённости, пессимистичности, апатичности, бессилия, недовольства жизненным укладом, расслабленности, уровня тревоги и опасений на фоне общего снижения параметров мотивации. Показана специфика трансформации системы защитных реакций в период карантина от одного до полутора месяцев. Заключение. Делается вывод относительно форм коррекционной работы, способной стабилизировать эмоциональные состояния на комфортном для продолжения обучения уровне.
самоизоляция, стресс, обучающиеся, психологическое состояние, депривация, личность, совладающее поведение, коррекция
1. Василенко Е. А. Проблема сущности и функций социального стресса в психологии // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3. - С. 299-319.
2. Жолудь Р. В. Профессиональная этика журналиста в социальных медиа: новые вызовы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». - 2012. - № 1. - С. 167-171.
3. Кобозев И. Ю. Стресс в профессиональной деятельности руководителя // Вестник психотерапии. - 2009. - № 30 (35). - С. 95-105.
4. Крылова А. В. Преодоление депривации у студентов в образовательном процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12 «Психология. Социология. Педагогика». - 2010. - № 4. - С. 133-139.
5. Куприна О. А., Глушач Н. Н. Особенности профессиональной деятельности, протекающей в экстремальных условиях // Вестник университета. - 2014. - № 9. - С. 190-192.
6. Левитов А. Б. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 40-47.
7. Нартова-Бочавер С. К. Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40. - № 5. - С. 15-26.
8. Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it // Rapid review of the evidence. - 2020. - March 14. - Vol. 395. - Issue 10227. - S. 912-920.
9. Garfin D. R., Thompson R. R., Holman E. A. Acute stress and subsequent health outcomes // A systematic review. Journal of Psychosomatic Research. - 2018. - September. - Vol. 112. - S. 107-113.
10. Harrison R. V. The person-environment fit model and the study of job stress / Human stress and cognition in organizations/ eds. T. A. Beehr, R. S. Bhagat. - New York: Wiley, 1985. - S. 23-55.