Россия
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.01 Общие вопросы психологии
В статье обсуждается проблема методики и содержательного наполнения тренинга развития навыков уверенного поведения сотрудников органов внутренних дел. Актуальность проблемы связана с необходимостью интенсивного социально-психологического обучения сотрудников полиции в плане организации и поддержания доверительных отношений между населением и полицейскими структурами. Уверенное поведение сотрудника полиции рассматривается как фактор профессиональной эффективности в решении задач, связанных с воздействием на правосознание и поведение граждан. Подчеркивается необходимость развития умений уверенного поведения на этапе его профессионального обучения в специально организованных условиях интенсивного группового взаимодействия – тренинга развития навыков уверенного поведения. Анализ подходов к пониманию феноменов уверенности в себе и уверенного поведения в связи с эффективностью полицейского в социальном взаимодействии позволяет определить стратегические направления социально-психологического обучения. Предлагается особый организационный регламент и содержательное наполнение тренинга развития навыков уверенного поведения. Определены цель, задачи, принципы, методы осуществления тренинга в соответствии с профилями подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России. Подчёркивается важность гармоничного сочетания методов активного обучения с теоретической подготовкой и диагностическими процедурами как фактора, позитивно влияющего на процесс самопознания и саморазвития.
социальная эффективность полиции, воздействие, уверенность, уверенное поведение, тренинг, социально-психологические методы, обучение сотрудников органов внутренних дел
1. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Ленинград: ЛГУ, 1985. - 167 с.
2. Кравцов О. Г., Балашова В. А., Цветков В. Л. Особенности социального позиционирования оперативных сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 4 (75). - С. 60-64.
3. Loring W. McAllister. Практическое руководство по интерпретации CPI / пер. Н. А. Графининой, под общ. ред. Н. В. Тарабриной. - Москва: Институт психологии РАН, 1988. - 53 с.
4. Макаров Ю. В. Психологический тренинг как технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 5. - С. 61-66.
5. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика : монография. - Санкт-Петербург: Образование, 1997. - 238 с.
6. Марасанов Г. И. Моделирование «группового террора» в социально-психологическом тренинге // Журнал «Психологического общества им. Л. С. Выготского». - 2000. - № 1. - С. 76-78.
7. Наговец М. Ю. Уверенность личности как психологический феномен // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 58-61.
8. Трипутин С. Н., Душкин А. С., Гурьев М. Е. Дидактический анализ инновационных методов в образовательных организациях высшего образования МВД России // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. - С. 311-314.
9. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга : монография. - Москва: МГУ, 1982. - 168 с.
10. Плешаков В. А. О тренинге как психолого-педагогической технологии // Проблемы педагогического образования : сборник научных статей. - Вып. 34 / под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. - Москва: МГПУ МОСПИ, 2009. - С. 53-55.
11. Ромек В. Г. Тест уверенности в себе // Психологическая диагностика : научно-методический и практический журнал / ред. М. К. Акимова, В. Г. Колесников. - 2008. - № 1. - С. 59-83.
12. Ромек В. Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. - 1999. - № 9. - С. 25.
13. Скотникова И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 1. - С. 52-60.