СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность темы определяется личностной, профессиональной и общественной значимостью духовно-нравственного развития личности специалистов, работающих с людьми, в частности, в правоохранительной сфере. Это подтверждается нормативными, научными и публицистическими документами. Сложность и широкий объём понятия затрудняет методическую разработку деятельности преподавателей высшей школы. В статье представлены основные подходы к пониманию духовности и нравственности. Обосновывается значение духовно-нравственного развития человека как интегральной характеристики личности, отражающей ценностно-смысловое единство в категориях «служение», «добродеяние», «честь», «достоинство». Показано значение этих характеристик для формирования личности сотрудников органов внутренних дел, их самосовершенствования на этапе освоения профессии. Под духовно-нравственным развитием понимаются качественные изменения ценностно-смысловой сферы личности посредством организованного педагогического влияния, направленного на повышение её творческой активности, формирования способности оценивать собственную деятельность с позиций взаимодействия, конструктивности, созидания, служения, взаимопомощи как противовеса эгоцентризму, эгоизму, индивидуализму. В целях разработки программы духовно-нравственного развития выявлены субъективные представления и самооценки курсантов, полученные по трём методикам: «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, методика «Ценности личности» Ш. Шварца и тематическая методика «Неоконченные предложения». Обсуждаются количественные и качественные характеристики представлений и самооценок в данной сфере. Анализ и обобщение полученных данных позволили выявить преобладающие ориентации, противоречия в представлениях и самооценках курсантов, расхождение в «знаемом» и «реализуемом». Полученные результаты соотнесены с задачами духовно-нравственного развития курсантов в процессе освоения ими дисциплин гуманитарного профиля в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова:
духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное развитие курсантов, представления и самооценки уровня духовности и нравственности, смысложизненные ориентации, духовно-нравственный идеал
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Скроцкий Ю. А. Становление личности и психические отклонения. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2009. - 352 с.

2. Зимбули А. Е. Духовно-нравственное воспитание: векторы и парадоксы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 71-81.

3. Зимбули А. Е. Духовно-нравственное воспитание: что бы это значило? / Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений : сборник материалов XXX Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 436-439.

4. Бялт В. С. Формирование нравственного облика обучающихся в образовательных организациях МВД России в аспекте повышения эффективности профессионального образования / Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. - С. 67-71.

5. Миронов И. Л. Современная парадигма нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел / Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. - С. 260-262.

6. Трипутин С. Н. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел / Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. - С. 418-422.

7. Шамис Е. О поколении Z, страхах и агрессии двадцатилетних и Грете Тунберг [Электронный ресурс] // Сайт проекта «Rugenerations» - российская школа теории поколений. - URL: http:// Rugenerations.su. (дата обращения: 21.11.2019).

8. Гейжан Н. Ф., Васильева З. В. Условия духовно-нравственного развития сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России / Этическое и эстетическое в образовании: История. Проблемы. Векторы : сборник научных статей и материалов международной конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 37-43.

9. Васильева З. В. Пути духовно-нравственного развития сотрудников по работе с личным составом в образовательных организациях МВД России / Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. - С. 72-77.

Войти или Создать
* Забыли пароль?