Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.79 Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)
Актуальность научной статьи не вызывает сомнений, в силу необходимости создания дружественного правосудия по отношению к несовершеннолетнему. В статье рассматриваются проблемы, связанные с необходимостью разграничения роли и функций психолога и педагога как двух абсолютно независимых процессуальных фигур. Анализируются теоретические и практические обоснования участия психолога и педагога в уголовном судопроизводстве. Подчеркивается разница между вышеназванными процессуальными фигурами. Акцентируется внимание на необходимости учёта разницы между психологическими и педагогическими знаниями. В статье использовались следующие методы исследования: всеобщий диалектический метод познания, а также общенаучные и частнонаучные методы: формально-логические методы (анализ, синтез, конкретизация, аналогия), методы сравнительного исследования, формально-юридический. В статье сделан вывод о неоценимой роли психолога и педагога, при этом автор разграничивает вышеназванные процессуальные фигуры. Кроме того, автор обосновывает возникшие в теории и практике противоречия по выбору психолога и педагога в уголовном судопроизводстве. При этом автор подчеркивает, что психолог и педагог выполняют различные функции как при производстве предварительного расследования, так и в процессе судебного разбирательства по уголовному делу с участием несовершеннолетнего.
уголовное судопроизводство, психолог, педагог, несовершеннолетние, обоснование, функции
1. Виницкий Л. В., Сурменева С. В. Участие психолога в стадии предварительного расследования: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 272 с.
2. Бычков А. Н. Участие педагога в российском уголовном судопроизводстве : монография. - Москва: Юрлитинформ, 2011. - 176 с.
3. Цветкова Е. В. Об участии педагога (психолога) при проведении следственных действий // Юридический вестник Кубанского государственного университета. - 2012. - № 1 (10). - С. 20-23.
4. Храмцова В. В. Особенности правового статуса педагога и психолога как участников уголовного судопроизводства // Эксперт-криминалист. - 2018. - № 1. - С. 32-34.
5. Курмаева Н. А. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых // Юридический журнал. - 2009. - № 1. - С. 146-148.
6. Любичев С. Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика : сборник научных статей. - Ч. 1. - Курск: Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2007. - С. 163-166.
7. Попов А. Н. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних : монография / 2-е изд., испр. и доп. - Кн. 1. - Красноярск: ГОУ ВПО «Сиб. гос. технол. ун-т», 2004. - 156 с.
8. Машинская Н. В. Проблемы обеспечения эффективного участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам несовершеннолетних // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2015. - № 2. - С. 123-130.
9. Моисеев Н. А., Погонина Е. А., Столбина Л. В. Психолого-правовые аспекты участия педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 12 (55). - С. 78-80.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - Москва: АСТ, 2010. - 736 с.