Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Проблема агрессии учащихся, направленной на учителей, находится в фокусе современных исследований безопасности образовательной среды. Взаимозависимый контекст отношений акторов образовательного процесса осложняется негативным влиянием общества, создавая для учителя риски виктимизации. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение форм и практик защиты учителей, направленных на предотвращение и работу с последствиями агрессии учащихся в отношении учителей. Материалы и методы. В работе проанализированы широко распространенные практики и формы защиты учителей, тесно связанные с проблематикой агрессивного поведения учащихся. Результаты исследования. Проведенный анализ форм защиты, направленных как на работу с последствиями агрессивного поведения учащихся в отношении учителей, так и на его профилактику, показал, что они могут быть реализованы средствами правовой защиты, скрининговых и мониторинговых исследований, инфраструктурными решениями и организационно-менеджериальными практиками за счет организации программ обучения учителей, административно-коллегиальной поддержки, работы с учащимися и их родителями, с помощью средств массовой информации и социальных медиа, а также благодаря влиянию сообщества. Заключение. В ходе анализа обоснована необходимость внедрения комплексного системного подхода, направленного на защиту учителей от агрессии со стороны учащихся.

Ключевые слова:
агрессия, протекция, профилактика, защита, учителя, педагоги, учащиеся
Список литературы

1. Маченин, А. А. (2016). Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/ интернет медиапространства. Медиаобразование, 3, 23–48.

2. Реан, А. А., Егорова, А. В., Коновалов, И. А., Кузьмин, Р. Г. (2022). Подростковая агрессия в отношении учителя: опыт столкновения и связь с личностными факторами. Сибирский психологический журнал, 85, 118–143. https://doi.org/10.17223/17267080/85/6

3. Реан, А. А., Егорова, А. В., Кузьмин, Р. Г., Шевченко, А. О. (2023). Взаимосвязь локуса контроля учителя и непрямой агрессии учащихся по отношению к нему. Мир психологии, 3, 231–250. https://doi.org/10.51944/20738528_2023_3_231

4. Реан, А. А., Коновалов, И. А., Кузьмин, Р. Г. (2025). Последствия для подростков – жертв агрессии: представления учителей с разным уровнем агрессивности. Национальный психологический журнал, 20 (4), 210–222. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0416

5. Реан, А. А., Коновалов, И. А., Новикова, М. А., Молчанова, Д. В. (2021). Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: Анализ мирового опыта: монография. Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая компания «КОСТА».

6. Соловьева, Т. С. (2018). Статус учителя в современном российском обществе. Социальное пространство, 1 (13), 1–17. https://doi.org/10.15838/sa/2018.1.13.3

7. Темнова, Л. В., Новикова, В. С. (2022). Моббинг школьного учителя в современной образовательной среде. Вестник Югорского государственного университета, 4 (67), 206–216. https://doi.org/10.18822/byusu202204206-216

8. Aldridge, J. M., & McChesney, K. (2021). Parents’ and caregivers’ perceptions of the school climate: development and validation of the Parent and Caregiver Survey (PaCS). Learning Environ¬ments Research, 24, 23–41. https://doi.org/10.1007/s10984-020-09308-z

9. Berger, E., Reupert, A., & Campbell, T. C. et al. (2022). A Systematic Review of Evidence-Based Well¬being Initiatives for Schoolteachers and Early Childhood Educators. Educational Psychology Review, 34 (4), 2919–2969. https://doi.org/10.1007/s10648-022-09690-5

10. Cuellar, A. E., & Markowitz, S. (2015). School suspension and the school-to-prison pipeline. Inter¬national Review of Law and Economics, 43, 98–106. https://doi.org/10.1016/j.irle.2015.06.001

11. De Cordova, F., Berlanda, S., Pedrazza, M., & Fraizzoli, M. (2019). Violence at School and the Well-Be¬ing of Teachers. The Importance of Positive Relationships. Frontiers in psychology, 10, 1807. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01807

12. Espelage, D., Anderman, E. M., & Brown, V. E. et al. (2013). Understanding and preventing violence directed against teachers: Recommendations for a national research, practice, and policy agen¬da. American Psychologist, 68 (2), 75–87. https://doi.org/10.1037/a0031307

13. Martinez, A., McMahon, S. D., Espelage, D., Anderman, E. M., Reddy, L. A., & Sanchez, B. (2015). Teachers’ Experiences With Multiple Victimization: Identifying Demographic, Cognitive, and Contextual Correlates. Journal of School Violence, 15 (4), 387–405. https://doi.org/10.1080/15 388220.2015.1056879

14. McMahon, S. D., Bare, K. M., & Cafaro et al. (2023b). Understanding parent aggression directed against teachers: A school climate framework. Learning environments research, 26 (3), 915–931. https://doi.org/10.1007/s10984-023-09460-2

15. McMahon, S. D., Cafaro, C. L., Bare, K., Zinter, K. E., Murillo, Y. G., & Lynch, G. et al. (2022a). Rates and Types of Student Aggression against Teachers: A Comparative Analysis of U.S. Elemen¬tary, Middle, and High School. Social Psychology of Education, 25 (4), 767–792. https://doi. org/10.1007/s11218-022-09706-6

16. McMahon, S. D., Martinez, A., Reddy, L. A., Espelage, D. L., & Anderman, E. M. (2017). Predicting and reducing aggression and violence toward teachers: Extent of the problem and why it mat¬ ters. In P. Sturmey (Ed.), The Wiley handbook of violence and aggression (Volume 3. Societal interventions, pp. 1335–1350). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons.

17. Nwoko, J. C., Emeto, T. I., Malau-Aduli, A. E., & Malau-Aduli, B. S. (2023). A Systematic Review of the Factors That Influence Teachers' Occupational Wellbeing. International journal of environ¬mental research and public health, 20 (12), 6070. https://doi.org/10.3390/ijerph20126070

18. Perry, A. H., Martinez, A., & Reddy, L. A. et al. (2024). Addressing violence against educators: What do teachers say works? School Psychology, 39 (5), 488–498. https://doi.org/10.1037/spq0000576

19. Riley, K., Ellis, S., Weinstock, W., Tarrant, J., & Hallmond, S. (2006). Re-engaging disaffected pupils in learning: insights for policy and practice(R). Improving Schools, 9 (1), 17–31. https://doi. org/10.1177/1365480206061994

20. Stilwell, S. M., Guzmán, P., Varela, J., McMahon, S. D., Bare, K., Heinze, J., & Zimmerman, M. (2025). Protecting Educators: A Scoping Review of Interventions That Address Teacher Victimization. Behavioral Sciences, 15 (2), 214. https://doi.org/10.3390/bs15020214

21. Stilwell, S. M., Heinze, J. E., Hsieh, H. F., Torres, E., Grodzinski, A., & Zimmerman, M. (2024). Positive youth development approach to school safety: a comprehensive conceptual framework. Jour¬nal of school health, 94 (9), 848–857. https://doi.org/10.1111/josh.13485

22. Vakili, R., Vakili, S., Ajilian Abbasi, M., & Masoudi, S. (2024). Overcrowded Classrooms: Challenges, Consequences, and Collaborative Solutions for Educators: A Literature Review. Medical Edu¬cation Bulletin, 5 (2), 961–972.

23. Weiler, S. C., & Cray, M. (2011). Police at school: A brief history and current status of school resource officers. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, 84 (4), 160–163.


Войти или Создать
* Забыли пароль?