Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Уважаемые читатели! Перед вами новый проект редакционной команды «Российского девиантологического журнала» – тематический выпуск, посвященный обсуждению различных аспектов противодействия криминализации и виктимизации несовершеннолетних. Научным редактором номера выступил профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России доктор психологических наук, доцент Сергей Витальевич Духновский, в сферу научных интересов которого входит проблематика девиантного поведения. Открывает номер рубрика «Современная девиантология: теории и концепции» статьей, посвященной изучению школьного вандализма. В результате исследования автором выделена неосознаваемая мотивация вандального поведения, описаны типология репрезентантов вандального поведения и их экзистенциальная проблематика, раскрываются ведущие направления профилактической работы с обучающимися. В рубрике «Методология изучения девиантного поведения» представлено исследование о современном состоянии психоанализа личности преступника и перспективах его применения, что определяется необходимостью развития методологии криминальной психологии, повышения ее восприимчивости к индивидуальным особенностям личности преступника и, как следствие, повышения качества диагностической и коррекционной работы с криминогенными лицами. Следующая статья рубрики посвящена аспектам дезадаптации личности несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве, ставшего участником, жертвой или свидетелем криминальных событий. Автор приходит к выводу, что проявление дезадаптации, ее типы и уровни, а также интенсивность зависят от соотношения и когерентности внешнего актора и внутренней готовности к дезадаптивным процессам. Авторский коллектив еще одного исследования обратился к постановке проблемы дерационализации сознания молодежи как вызова государственной системе образования. Авторами обоснована проблема дерационализации сознания современной молодежи, связанная с высоким спросом на товары, услуги и онлайн-обучение в области астрологии и эзотерики; рассмотрены различные вызовы, стоящие перед государственной системой образования в Российской Федерации в связи с указанным явлением; уделено внимание поиску способов формирования рационального и критического мышления в современном образовательном пространстве. Рубрика «Психологические исследования девиантного поведения» знакомит читателей с эмпирическим обоснованием теоретической модели социально-психологических детерминант киберагрессии, авторы которого в качестве основных социально-психологических детерминантов киберагрессии представили агрессивность, эмпатию, стили поведения в конфликтной ситуации, коммуникативные характеристики и социальный интеллект; а также с исследованием характеристики и условий формирования паттерна радикализации у обучающихся. Актуальной представляется статья о смысловой саморегуляции как стратегии совладания подростков с неблагоприятным детским опытом в анамнезе. Рассмотрение смысловой саморегуляции как ресурса психологической адаптивности подростков с учетом их детского опыта и возрастных новообразований позволяет прогнозировать и предупреждать проявления дезадаптации и становится основой для развития проактивных стратегий совладания, определяющих жизнестойкость подростков в период взросления. У подростков с неблагоприятным детским опытом в анамнезе и имеющих высокий уровень осмысленности жизни выше степень психологической адаптивности и менее выражены показатели дезадаптации в сравнении с подростками, имеющими аналогичный опыт и низкий уровень осмысленности жизни. В рубрике «Психолого-педагогические исследования и профилактика девиантного поведения» можно ознакомиться с результатами исследований, посвященных современному состоянию преступности несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях социальной дезадаптации подростков с неблагополучным опытом детско-родительских отношений, профилактике деструктивного поведения подростков, узнать о состоянии программ профилактики буллинга (кибербуллинга) среди детей подросткового возраста. Не осталась без внимания в тематическом выпуске и проблема правового противодействия девиантному поведению. Авторы из Китая представили исследование о мерах органов общественной безопасности по борьбе с кибербуллингом в образовательных учреждениях.


Войти или Создать
* Забыли пароль?