СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ РЕСУРСНОСТИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Отечественное высшее образование переживает этап активного поиска новых форм обучения, ориентированных на устойчивость в эпоху перемен. Важно понять, как совместно оказывают воздействие факторы разного уровня сложности (пандемия и инновационный формат обучения) на успешность обучения в вузе и на параметры ресурсности как маркеры психологического благополучия. Академическая задолженность рассматривается как внешний маркер субъектной ресурсности у студентов. Цель работы - оценка соотношения академической задолженности и субъектной ресурсности у студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям (ИОТ) и по традиционным образовательным технологиям в вузах тюменского региона. Анонимно опрошено 280 студентов посредством google-форм. Методы сбора данных: опросник самоорганизации Е.Ю. Мандриковой; шкала базисных убеждений Р.Янов-Бульман; опросник «Способы совладающего поведения» Р.Лазаруса; методика оценки «автономности – зависимости» Г.С. Прыгина; шкала психологического благополучия К.Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П.Фесенко); опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н.Е. Водопьяновой, М.Штейна. Методы анализа данных: H-критерий Краскелла-Уоллиса и r-критерий ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы: 1) Студенты, обучающиеся по ИОТ, обладают менее выраженной субъектной ресурсностью, чем студенты, обучающиеся по традиционной технологии. Факторы разного уровня сложности (пандемия и инновационный формат обучения) воздействуют на успешность обучения в вузе и параметры ресурсности. Продвижение по ИОТ происходит поэтапно, связано с осознанием себя как субъекта деятельности, требует мобилизации ресурсов для освоения среды. Стрессогенным фактором выступил переход на дистанционный формат обучения в условиях пандемии, что привело к значительным потерям ресурсов у студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям. 2) Протектирование параметров субъектной ресурсности могло бы быть успешным через расширение функций тьюторской поддержки – специалистов, близких по возрасту к студентам и при этом глубоко интегрированных в среду вуза, реализующего ИОТ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-413-720004 «Ресурсная субъектность студентов в вузах, реализующих инновационные образовательные технологии в условиях экстремальных социальных вызовов в Тюменском регионе».

Ключевые слова:
субъектная ресурсность, академическая задолженность; студенты; индивидуальные образовательные траектории, высшее образование
Текст

Введение.

Введение в проблему. Переход на дистанционный формат обучения вузов в условиях пандемии коронавируса в 2020 году, побудил исследователей к осмыслению феномена субъектной ресурсности,  изучению ресурсов совладания студентов с новой стрессовой ситуацией, поиску новых форматов обучения. Особый интерес вызывает субъектная ресурсность у обучающихся в вузах, реализующих инновационные образовательные траектории (ИОТ). Индивидуальные образовательные траектории в вузах позволяют персонифицировать обучение с учетом активности самого студента. Персонифицированное обучение позволяет сформировать не только профессиональные компетенции, компетенции из других областей, но и стимулирует личностные ресурсы, позволяющие успешно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам жизни и окружающей среды. Продвижение по ИОТ происходит поэтапно, и связано с осознанием себя как субъекта деятельности, будущего специалиста [1]. Поэтому инновационный формат обучения на начальном этапе мобилизует ресурсы по освоению новой среды, и лишь потом происходит их приобретение.

Важность проблемы. Наше исследование по изучению соотношения академической задолженности и субъектной ресурсности у студентов, обучающихся по ИОТ опирается на субъект-ресурсный подход и позволяет говорить о необходимости педагогической поддержки на начальном этапе обучения студентов по индивидуальному образовательному маршруту с целью активизации личностной ресурсности, а также повышению адаптационных возможностей в совладании с новыми стрессорами.

Достижения последних лет. За последние годы наблюдается рост исследований по изучению человеческих ресурсов в обеспечении жизнедеятельности в трудных жизненных ситуациях и ситуациях неопределенности. Необходимо отметить, что само понятие «ресурсов» неоднозначно, и имеет различные трактовки. В широком смысле оно включает в себя всё, что может быть задействовано человеком для эффективного существования и поддержания качества жизни [2]. Личностные ресурсы рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, связанные с более успешным осуществлением различных видов деятельности и более высоким уровнем психологического благополучия [3]. Многие авторы подчеркивают системную и динамическую организацию ресурсов, зависимость их от условий внешнего мира и активности личности как субъекта жизнедеятельности [4, 5].

Особый интерес вызывают исследования субъектной ресурсности в профессиональной деятельности [6], взаимосвязи личностных ресурсов и адаптационных возможностей [7], роли личностных ресурсов у студентов при столкновении со стрессом и управлении им в условиях пандемии [8]. Ряд публикаций посвящены взаимосвязи ресурсности человека и стрессоустойчивости [9]. Ресурс в теориях преодоления стресса интерпретируется как функциональный потенциал, обеспечивающий устойчивый уровень активности и достижения заданных параметров, то есть это возможности человека по реализации программ и способов поведения, направленные на преодоление или купирование стресса, элементы самоорганизации и саморегуляции поведения и деятельности [10].

Исследователи отмечают, что переход на дистанционный формат обучения в условиях пандемия коронавируса в 2020 году выступил как  стрессогенный фактор [8, 10]. Новые условия и требования к самоорганизации обучения, когнитивные трудности контрольных заданий в онлайн-формате, сужение круга личного общения с однокурсниками и преподавателями, переживание тревоги и неопределенности - всё это студенты восприняли как трудную ситуацию. Поэтому определение ресурсов совладания с трудной жизненной ситуацией и условий их формирования, приобретает особое значение и актуальность. Одним из условий эффективного формирования субъектной ресурсности будут выступать индивидуальные образовательные траектории в обучении. Индивидуальные образовательные траектории как инновационные технологии, реализуемые в вузах, привлекают внимание исследователей своим развивающим потенциалом именно в условиях неопределенности. Новая модель обучения студентов позволяет развивать субъектную позицию, актуальную в современном обществе. Основной тенденцией при реализации ИОТ выступает осознание студентом своего стремления к получению не профессии, а образованности как более высокого показателя, необходимого для развития своей карьеры и жизненного пути [1].

Академическая задолженность является внешним маркером успешности в адаптации студента к требованиям образовательной среды, достаточности ресурсов для совладания с возникающими трудностями.

Цель настоящей работы: оценка соотношения субъектной ресурсности и академической задолженности  у студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям и по традиционным образовательным технологиям в вузах тюменского региона.

Методы исследования.

Характеристика участников эксперимента. Опрошено 280 студентов, из них 186 девушек и 94 юношей. Уровни обучения: бакалавриат, магистратура и специалитет. Только часть студентов бакалавриата обучаются в рамках индивидуальных образовательных траекторий. Другая часть студентов бакалавриата, а также все студенты магистратуры и специалитета обучаются по традиционным образовательным технологиям. Количество студентов в исследовании, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям – 38, по традиционным образовательным технологиям – 242.

Процедура формирования выборки. В исследовании участвовали студенты почти всех вузов тюменского региона, преимущественно Тюменского государственного университета (как вуза реализующего индивидуальные образовательные траектории в обучении), Югорского государственного университета, Тюменского индустриального университета, Тюменского государственного медицинского университета, государственного аграрного университета Северного Зауралья – в этих вузах реализуется традиционная образовательная технология. Сбор данных реализован посредством заполнения google-формы. Исследование проходило в анонимном формате. Таким образом в реализуемой процедуре мы учитывали этические нормы и требования к проведению психологических исследований.

Схема проведения исследования.

1) Заполнение анкеты со скрининговыми данными: пол, вуз обучения, технология обучения (индивидуальные образовательные траектории или традиционные образовательные технологии), наличие/отсутствие академических задолженностей, количество академических задолженностей. Сбор данных проводился в период с января по февраль 2021 года.

2). Обследование методиками оценки компонентов субъектной ресурсности [11,12,13,14,15,16]:

- ресурсы планирования – опросник самоорганизации Е.Ю. Мандриковой;

- ресурсы самоподдержки/самопродвижения – шкала базисных убеждений Р.Янов-Бульман;

- ресурсы реализации и преодоления – опросник «Способы совладающего поведения» Р.Лазаруса;

- ресурсы достижений и коррекции действий – методика оценки «автономности – зависимости» Г.С. Прыгина; шкала психологического благополучия К.Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н.Е. Водопьяновой, М.Штейна – для оценки индекса ресурсности.

Результаты исследования и их обсуждение.

Отбор испытуемых. Участие в исследовании было добровольным и не финансировалось. Значимыми критериями отбора были следующие:

  1. обучение студента в рамках индивидуальных образовательных траекторий;
  2. обучение по технологии индивидуальных образовательных траекторий началось до наступления локдауна по covid-19 (до апреля 2020 года).
  3. студенты, обучающиеся по традиционным образовательным технологиям, выступали группой сравнения.

Статистика и анализ данных.

Проверка распределения данных критерием Колмогорова-Смирнова показала, что большая часть шкал имеет распределение, отличающееся от нормального. Поэтому для анализа результатов использовались методы непараметрической статистики:

  1. сравнение групп - H-критерий Краскелла-Уоллиса;
  2. выявление связей - критерий ранговой корреляции r-Спирмена.

Таблица 1.

Сравнение параметров ресурсности в период экстремальных социальных вызовов у студентов, обучающихся по разным образовательным технологиям

Измеряемая переменная (зависимая переменная)

Фактор (независимая переменная)

Ранговые суммы

(Sum of Ranks)

Средний ранг

(Mean Rank)

Значение критерия Краскелла-Уоллиса (Kruskal-Wallis test)

целеустремленность как качество самоорганизации

Обучение по ИОТ

4316,0

113,57

H (1, N= 280) =4,87

p =0,0272

Обучение по традиционной технологии

35024,0

144,72

настойчивость как качество самоорганизации

Обучение по ИОТ

4189,5

110,25

H (1, N= 280) =6,15

p =0,0131

Обучение по традиционной технологии

35150,5

145,25

удача как базовое убеждение

Обучение по ИОТ

6448,0

169,68

H (1, N= 280) =5,72

p =,0167

Обучение по традиционной технологии

32892,0

135,91

автономность/зависимость как тип саморегуляции

Обучение по ИОТ

4185,0

110,13

H (1, N= 280) =6,24

p =0,0125

Обучение по традиционной технологии

35155,0

145,26

«мои сбережения, вклады» - приобретение ресурса

Обучение по ИОТ

4345,0

114,34

H (1, N= 280) =4,89

p =0,0269

Обучение по традиционной технологии

34995,0

144,60

индекс ресурсности

Обучение по ИОТ

4343,5

114,30

H (1, N= 280) =4,60

p =0,0318

Обучение по традиционной технологии

34996,5

144,61

Внутри группы студентов имеющих академическую задолженность, были выделены подгруппы: студенты, обучающиеся по технологии ИОТ в сравнении со студентами, обучающимися по традиционной технологии, обладают менее выраженной целеустремлённостью, настойчивостью как качествами самоорганизации; более выраженным убеждением верой в удачу; большей зависимостью, чем автономностью.

Из ресурсов за период пандемии, студенты, обучающиеся по традиционной технологии, приобрели вклады и накопления, за счет этого показателя их индекс ресурсности выше, чем у студентов, обучающихся по технологии ИОТ.

Корреляционный анализ (r-критерий Спирмена) показал связи между индексом ресурсности, параметрами субъектной ресурсности и спецификой образовательных технологий в вузе.

Таблица 2.

Связь параметров ресурсности у студентов с обучением по разным образовательным технологиям (ИОТ и традиционная технология)

Оцениваемые параметры

Значение рангового критерия

r-Спирмена, p <0,05

целеустремленность как качество самоорганизации

0,13

настойчивость как качество самоорганизации

0,14

удача как базовое убеждение

-0,14

автономность/зависимость как тип саморегуляции

0,15

индекс ресурсности

0,13

 

Таблица 3.

Средние значения параметров ресурсности у студентов с обучением по разным образовательным технологиям (ИОТ и традиционная технология)

Оцениваемые параметры

Среднее значение по группе студентов, обучающихся по ИОТ

Среднее значение по группе студентов, обучающихся по традиционной технологии

целеустремленность как качество самоорганизации

30,18

32,73

настойчивость как качество самоорганизации

17,05

19,52

удача как базовое убеждение

32,97

30,19

автономность/зависимость как тип саморегуляции

7,37

8,81

индекс ресурсности

0,96

0,99

 

Результаты показывают, что студенты, обучающиеся в рамках индивидуальных образовательных траекторий, в актуальный период времени обладают менее выраженной субъектной ресурсностью. За период разворачивания пандемии как экстремальной социальной ситуации, потери их ресурсов оказались выше, нежели приобретения. Об этом свидетельствуют показатели индекса ресурсности (опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н.Е. Водопьяновой, М.Штейна). Наиболее выраженные различия оказались относительно приобретения ресурса, который, казалось бы, не относится к вузовской среде – сбережения и вклады, однако обеспечивает социальную устойчивость. Студентам, обучающимся по традиционным технологиям, удалось сделать приобрести такой ресурс чаще, чем студентам, обучающимся по индивидуальным образовательным траекториям.

Анализ отдельных групп ресурсов показал следующее. Ресурсы планирования, такие как целеустремленность и настойчивость, как качества самоорганизации (опросник самоорганизации Е.Ю. Мандриковой), оказались выше у студентов, обучающихся по традиционной технологии в вузе. Это означает, что способность концентрироваться на достижении цели и склонность прикладывать волевые усилия для достижения результата в настоящий момент выше у студентов, обучающихся по традиционной технологии. Возможно, что это связано с привычностью ситуации и отсутствием необходимости высвобождать ресурсы на преодоление малознакомых ситуаций, как то: выбора электива, необходимости успеть в срок зафиксировать этот выбор в системе, постоянная смена состава учебной группы (на дисциплинах общеобразовательного цикла). То есть, не смотря на вполне успешную деятельность по постановке и достижению целей, организации и структурированию собственной активности, студенты, обучающиеся по технологии ИОТ, попадая в инновационную организационную среду вуза, испытывают больше трудностей. Это также отражается в преобладании зависимости как типа саморегуляции над автономностью как ресурса достижения и коррекции действий (методика оценки «автономности – зависимости» Г.С. Прыгина). Причем этот тип выражен у всех студентов, но у студентов, обучающихся в рамках индивидуальных образовательных технологий, этот тип приобретает более экстремальные значения. Это означает, что студентам легче было бы переложить принятие решения на других людей, нежели принимать решение самостоятельно. Совершенно ожидаемо в свете вышеуказанного, ресурс самоподдержки/самопродвижения – удача как базовое убеждение (шкала базисных убеждений Р.Янов-Бульман) выше у студентов, обучающих по индивидуальным образовательным траекториям (зона высоких значений), чем у студентов, обучающихся по традиционным технологиям (зона значений выше среднего). Такие показатели означают «передачу» ответственности за происходящее от субъекта на внешние факторы: случай, волю преподавателя, но при этом студенты, обучающиеся по ИОТ, убеждены, что удача на их стороне.

Индивидуальные образовательные траектории направлены на формирование самостоятельности выбора, организации деятельности и принятия решения как softs skills будущих поколений. Сравнение индивидуально-психологических характеристик студентов, обучающихся по ИОТ и по традиционной образовательной технологии, показывает что происходящее в большом социуме отражается на университетском сообществе. Экстремальная социальная ситуация - пандемия по covid-19 в совокупности с необходимостью постоянно принимать решения в меняющейся университетской среде (выбор элективов, адаптация к новым составам учебных групп), оказывают воздействие на систему ресурсов субъектов образовательного процесса в вузе.

Протектирование этих параметров субъектной ресурсности на этапе преодоления трудностей, связанных с экстремальной социальной ситуацией, могло бы быть успешным посредством расширения функций тьюторской поддержки. Тьюторы – это специалисты, близкие по возрасту к студентам и при этом глубоко интегрированные в среду вуза, реализующего индивидуальные образовательные траектории.

Заключение.

В настоящей работе проведена оценка особенностей соотношения субъектной ресурсности и академической задолженности у студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям в условиях экстремальных социальных вызовов.

Были опрошены студенты: 1) имеющие академическую задолженность; 2) обучающиеся в разных педагогических условиях: по индивидуальным образовательным траекториям и по традиционным образовательным технологиям. Академическая задолженность рассматривалась как внешний маркер проявления субъектной ресурсности у студентов в условиях экстремальных социальных вызовов. Сбор данных реализован посредством заполнения google-формы. Для анализа данных применялись методы непараметрической статистики: H-критерий Краскелла-Уоллиса и r-критерий ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1) субъектная ресурсность характеризуется динамичностью, зависит от условий внешнего мира и активности личности как субъекта жизнедеятельности. Студенты, обучающиеся по ИОТ, обладают менее выраженной субъектной ресурсностью, чем студенты, обучающиеся по традиционной технологии. Факторы разного уровня сложности (пандемия и инновационный формат обучения) воздействуют на успешность обучения в вузе и параметры ресурсности. Продвижение по индивидуальной образовательной траектории происходит поэтапно, связано с осознанием себя как субъекта деятельности, требует мобилизации ресурсов для погружения и освоения образовательной среды. Стрессогенным фактором выступает также переход на дистанционный формат обучения в условиях пандемии. Это привело к значительным потерям ресурсов у  студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям.

2) на этапе преодоления трудностей, связанных с экстремальной социальной ситуацией, протектирование параметров субъектной ресурсности могло бы быть успешным посредством расширения функций тьюторской поддержки – специалистов, близких по возрасту к студентам и при этом глубоко интегрированных в среду вуза, реализующего индивидуальные образовательные траектории.

Список литературы

1. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2002. №3. С.79-90.

2. Hobfoll S. E. Social and Psychological Resources and Adaptation. // Review of General Psychology 2002. №6. P. 307-324.

3. Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 85–121

4. Азарко Е.М., Абакумова И.В., Куприянов И.В. Оценка ресурсности и саморегуляции поведения студентов с различными смыслообразующими стратегиями в период сессии в дистанционном формате // В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании (конференция «ИТНО 2020»). Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции, с применением дистанционных технологий. Ростов-на-Дону, 2020. С. 124-130.

5. Илюшина М. И., Краснощеченко И. П. Концептуализация представлений о ресурсной субъектности // Прикладная юридическая психология. 2017. № 1 (38). С. 138–146.

6. Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2015. №1. С.45-54.

7. Alemany-Arrebola I., Rojas-Ruiz G., Granda-Vera J., Mingorance-Estrada, AC. Influence of COVID-19 on the Perception of Academic Self-Efficacy, State Anxiety, and Trait Anxiety in College Students // Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. № 570017.

8. Navarro-Mateu D., Alonso-Larza L., Gomez-Dominguez M.T., Prado-Gasco V. Valero-Moreno S. I'm Not Good for Anything and That's Why I'm Stressed: Analysis of the Effect of Self-Efficacy and Emotional Intelligence on Student Stress Using SEM and QCA // Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. № 295.

9. Водопьянова Н.Е., Гофман О.О., Густелева А.Н., Сережин Д.В. Анализ трудностей дистанционного обучения студентов и поиск путей совладания с ними // В сборнике: Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. Москва, 22-23 октября 2020. С. 419-434.

10. Шостка В.И., Буряк В.В., Зозуля А.А., Чудинова Т.Ю. Дистанционное обучение студентов и проблемы прокрастинации в условиях самоизоляции // Гуманитарный трактат. 2020. №88. С.19-26.

11. Водопьянова Н.Е., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Потери и приобретения ресурсов» для специалистов социономических профессий // Вестник ТвГу. Серия «Педагогика и психология». 2013. Выпуск 4. С.8-22.

12. Илюшина М.И. Психологические методики актуализации ресурсной субъектности //Прикладная юридическая психология. 2018. № 1 (42). С. 75–83.

13. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.

14. Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р.Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008. Т.29. №4. С.98-106.

15. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности. Набережные Челны. Изд-во Института управления. 2009. 314 с.

16. Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. №3. С.95-121.

Рецензии
1. Соотношение субъектной ресурсности и академической задолженности у студентов, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям в условиях экстремальных социальных вызовов Авторы: Ходякова Наталия Владимировна